Традиционная школа может исчезнуть: ученые разглядели четыре модели последствий ИИ

Свершилось: учащиеся активно используют ботов-помощников, созданных на основе ИИ, есть даже диплом, написанный «искусственным разумом». Возникает вопрос – как же изменится образование в самое ближайшее время? Модели последствий от диджитализации, то есть глобального внедрения цифровых технологий и ИИ в школьную жизнь и преподавание, просчитали эксперты ВШЭ. В едином мнении не сошлись – создали аж четыре возможных сценария, которые во многом противоречат друг другу.

Фото: Евгений Семенов

Впрочем, в солидном докладе Института образования ВШЭ варианты развития будущего для школ с приходом туда ИИ еще разнообразнее. Но в кратко- и среднесрочной перспективе, экспертам видятся такие тренды. Вариант №1 – денационализация школ. Границы образования размоются, возникнут единые программы по каждому из предметов, но не в масштабе страны, а в международном. Глобальными образовательными сетями будут охвачены все уголки планеты, включая отдаленные и экономически не развитые. «Возрастет роль гибридного обучения» и многие профессии полностью изменятся, в том числе и учительская. Этот вариант развития предполагает, что часть учительских функций возьмут на себя персонифицированные электронные помощники на основе ИИ типа Сири или Алисы, только лучше.

Вариант развития номер два: индивидуальную траекторию обучения ребенка будут определять родители. А на предпрофессиональном уровне – потребности работодателей и компетенции на рынке труда. Такой путь развития школ предполагают максимальную дебюрократизацию образования (вот когда снижение бумажной нагрузки произойдет, можно надеяться). Гибкий выбор школьнику обеспечат тысячи программ, предметных направлений и специализаций на любой вкус. Вот только, особо подчеркивают ученые, такой вариант обучения детей «привязан к уровню доходов домохозяйств и конкурентоспособности отдельных образовательных организаций». То есть, как и в доцифровые времена, хороший учитель дорого стоит.

Третий путь – автономия и креативный подход для самих школ. Каждая сама себе лицей или гимназия, а то и образовательный центр. Школа становится «образовательным хабом» и «сама себе режиссер» по части подготовки программ и новых педагогических подходов. Выиграют те, кто будет креативить лучше других.

И, наконец, четвертый и самый радикальный вариант развития событий в образовании не обрадует тех, кто не чает закончить школу. Потому что ученые предрекают – вероятно, в прекрасном новом цифровом мире с ИИ учиться придется всю жизнь. «Построение глобальной образовательной цифровой инфраструктуры» в связке с ИИ не будет делать ставку на школу с ее академическим делением на классы, с одной стороны. Хотя, стоит надеяться, что 9-летнее общее образование все же не отменят. Но в целом образование станет личным делом каждого, непрерывным процессом. И любые знания можно будет получить, минуя учителей, только с использованием ИИ.

Впрочем, на всех этапах развития технического прогресса, еще со времен луддитов, люди опасались, что их заменят машины. И технократия вытеснит чувства и искусство. Вспомним фразу из «Москва слезам не верит»: «Ничего не будет, ни театра, ни кино, одно сплошное телевиденье». И ни один из подобных прогнозов не оправдался. Сегодня существуют чат-боты, которые могут споро и даже почти сносно составить доклад, написать статью или проанализировать научную работу. Но до совершенства им еще очень далеко.

А пока конспирологи обсуждают опасность превращения мира в «Матрицу», а учителя шутят, что наконец-таки они станут роботами, ученые выявляют настоящие проблемы и риски глобальной диджитализации в школах. Социальное неравенство в доступе к образованию и использовании цифровых возможностей – самое очевидное. Все-таки качественная цифра предполагает хорошее оборудование, технологии, скоростной интернет – это все есть в больших городах и может отсутствовать на селе. Для нашей страны актуально еще и цифровое обеспечение в условиях санкций. С отечественным ПО у нас, как известно, все хорошо, мозги работают. А вот электронные «мозги» и железо от отечественного производителя желают много лучшего.

— Ученым, наверное, виднее, куда пойдет внедрение ИИ и связанных с ним электронных платформ для школ, – говорит учитель математики из Москвы Нина Викторова. – Я не могу сказать, что с января, когда чат-боты стали массовыми, мы какие-то изменения ощутили. У нас сейчас есть электронные продукты для школ, дневники и задания по предметам разной степени готовности (некоторые часто зависают). Мы сами в работе используем, например, конструкторы построения программ и разные, так скажем, аксессуары. Тесты, анимированные портальчики… Начальные этапы олимпиад идут в онлайн-формате. Но работа учителя в классе почти не поменялась.

Я бы очень хотела посмотреть, как бот на экране справится с 30-ю подростками в пубертате. Неужели они сами в 11-15 лет будут осознанно учиться по индивидуальным трекам, и никто не будет над ними с указкой стоять? Или, если классов вообще не будет, контролировать процесс обучения должны родители? Но вряд ли они тогда сами смогут работать, при таком вовлечении. Ведь школа не только про знания – это про социализацию, взаимоотношения в коллективе, эмоции, опыт общения, симпатии и антипатии. Насколько я знаю, эмоциональный интеллект, как модно сейчас говорить, у искусственного интеллекта в самом зачатке. Да и про знания если говорить – знания передаются от человека к человеку. Любой нечеловеческий интеллект здесь может выступать лишь посредником или быть только подспорьем.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.