К сектору Газа, где находится штаб-квартира ХАМАС, приковано сегодня внимание всего мира. Клочок земли в несколько десятков километров — без промышленности, без экономики, без образования, без медицины, отделённый от процветающего Израиля железным забором по периметру.
И все же есть здесь что-то, к чему хотели бы стремиться, например, многие сторонники традиционных ценностей. Это рождаемость. Одна из самых, если не самая высокая, в мире.
Никакого демографического кризиса. Никакой катастрофы с деторождением. Несмотря на полное дно, в котором, признаёмся честно, живут палестинские беженцы и их потомки, составляющие в большинстве своём население Газы.
Мы выяснили, чем же вызвана подобная плодовитость и подходит ли этот способ тем странам, которые сегодня испытывают глубокий демографический кризис.
Фото: AP
Каждые двадцать пять лет население Газы удваивается. Свыше 40% жителей составляют подростки. На одну женщину детородного возраста сегодня приходится от 3,6 ребёнка, более чем достаточно для воспроизводства.
По оценке ЦРУ, на июль 2020 года на этой крошечной территории проживали 1 918 221 человек. Только вдумайтесь! Буквально на головах друг у друга сидели.
В совокупности с нищетой и отсутствием хоть какого-то адекватного будущего, нормальной работы и беспрестанным промыванием мозгов радикальными исламистами, у которых — жизнь копейка и ничего не стоит, а после смерти, в священном джихаде, попадёшь в рай, – на самом деле это гремучая смесь. А рядом ещё и главный враг Израиль, который живет хорошо, поэтому мы и «живем плохо».
Но при этом, к сожалению, есть и третья составляющая, от которой никак не удаётся избавиться традиционалистам. Они считают, что все вокруг обязаны жить так, как они, но при этом нормальной жизни для своих собственных граждан построить не могут. За ту же младенческую жизнь здесь не особо борются. И не только по причине плохой медицины.
Новорожденные в секторе Газа умирают намного чаще, чем в странах первого мира — 14,9 скончавшихся на 1000 живых в 2020 году. В России — 4,5 умерших ребёнка на 1000, в Израиле -2,2.
«Женщины в Газе рожают много детей, потому что они не знают о контрацепции или не могут получить к ней доступ», — объяснила существующее положение вещей Сара Рэнделл, антрополог из Университетского колледжа Лондона, которая написала в соавторстве масштабное исследование об этом регионе. Ученая сделала парадоксальный вывод: если женщины смиряются с той участью, которая им уготовлена, не возмущаются и не протестуют, значит, «они на самом деле хотят много детей». Интересно, а какие у них есть ещё варианты?
Да, столь высокая рождаемость обусловлена положением женщины в традиционном исламском обществе. Полная зависимость от мужчин и отсутствие работы даже при наличии образования.
«Сектор Газа — это место в мире, где меньше всего женщин работают вне дома», — комментирует ситуацию Джон Педерсен из Института Fafo, центра демографических и социальных исследований в Осло, Норвегия. Данные Палестинского центрального статистического бюро демонстрируют, что на рынке труда занято менее 15 процента женщин.
«В большинстве других стран эта цифра намного выше, например, в Скандинавии — от 70 до 80 процентов», — объяснял Педерсен.
Даже в других ближневосточных странах с культурой, схожей с культурой Газы, доля работающих женщин значительно больше. В Иордании, например. Хуже, наверное, только в Афганистане, где представительниц слабого пола вообще не считают за людей.
Мало того, в 1991 году на одну фертильную женщину приходилось рекордных 8,1 рождённых детей за ее жизнь. Тогда сектор Газа сидел на дотациях гуманитарных организаций, те им привозили еду, медикаменты, вакцины, надеялись как-то убедить, что существует другая жизнь, — но бесполезно. Палестинцы помощь принимали, но другими не становилось, мало того, как теперь выясняется, ещё и ненавидели тех, кто им помогал.
Работать женщинам не только невозможно, но и невыгодно. Традиционно мужчины в Газе, по данным того же исследования, получают большую зарплату, если они многодетны. Чем больше рожают — тем больше получают. Правда, безработица в Газе все равно составляет порядка 40%, так что даже на прибавку здесь особо не пошикуешь. Но к этому никто и не стремится, а зачем?
В результате большинство семей в Газе обходится малым, так как им не нужно обеспечить своим детям будущее. Оно предрешено с рождения.
Эксперты полагают, что в большинстве цивилизованных стран рождаемость обычно падает рука об руку с улучшением образования и расширением возможностей карьерного роста для женщин, но ситуация в Газе категорически не соответствует модели «второго демографического перехода».
Ещё один момент, способствовавший резкому увеличению рождаемости, — патриотизм.
Во время палестинского восстания, Интифады, которое началось в 1987 году, произошел резкий скачок числа браков, причем многие образованные палестинские женщины были готовы выйти замуж за мужчин гораздо менее образованных, чем они, осознавая, что будущие дети, скорее, продолжат образ жизни отцов.
Исследование Рэнделл, включающее интервью с 16 204 женщинами из Газы и 4900 иорданскими женщинами, показало, что именно освободительная борьба стала ключевым движущим фактором роста числа браков и рождаемости.
«Нельзя сделать вывод о том, является ли феноменально высокий уровень рождаемости в Газе ответом на осознанную политическую необходимость увеличения численности палестинцев из имеющихся данных, но это, безусловно, кажется правдоподобной гипотезой», — завершает исследование Рэнделл.
Педерсен же считает, что чувство долга по увеличению численности населения явилось фактором, который нельзя сбрасывать со счетов. «Были заявления ХАМАС, призывающие женщин рожать больше детей, чтобы создать большую армию», — говорит он.
Бесправие, безработица, маргинализация и плохое образование, не позволяющее научиться критически мыслить и оценивать свою жизнь со стороны — все это оставляет мало возможностей для выражения идентичности. Собственное воспроизводство остается едва ли не последней из оставшихся свобод для палестинцев, что, безусловно, способствует и достижению провозглашённой ХАМАС цели увеличения численности палестинского народа при абсолютно наплевательском отношении к каждой конкретной человеческой жизни. Все должно быть подчинено единой фанатичной цели.
Естественно, для России для борьбы с демографическим кризисом нужен свой путь и свои методы.
Жуткие кадры обострения палестино-израильского конфликта: разрушенные мечети, танковые колонны, ракеты
Смотрите фотогалерею по теме
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.