Телевидение вчистую проиграло телеграм-каналам при освещении теракта в «Крокусе»

Как это ни цинично звучит, но для медиа теракты, стихийные бедствия и другие кризисы — отличные поводы для максимального охвата аудитории. Все, что происходило в «Крокусе» 22 марта, могло заставить миллионы людей не отходить от телевизора, однако роль телевидения в освещении трагедии оказалась не очень-то значительной.

Фото: АГН «Москва»

Для больших каналов вечер пятницы — самое неподходящее время для того, чтобы быстро менять эфир. В сетке, как правило, большие развлекательные проекты. Эти шоу, как и подобает тяжелому «люксу», очень дорогие, сложные в производстве, и прерывать их имеет смысл только на еще более дорогую рекламу. Но в минувшую пятницу в пышный бал хитов, звезд и шуток вклинились пламя пожара, сирены машин «скорой помощи» и полиции, сообщения о растущем количестве жертв…

Наиболее мобильные каналы отправили на место событий станции прямого эфира, но по сути все они могли лишь поставить камеры там, где им было указано, зачитывать официальные сводки и, конечно, брать из Интернета любительские видео, которые стали появляться в телеграм-каналах чуть ли не сразу после первых выстрелов.

Общая картина освещения трагедии могла вызвать воспоминания о том, как показывали события, связанные с терактом на Дубровке в октябре 2002 года. Общий план Дворца культуры, где шло представление мюзикла «Норд-Ост», Иосиф Кобзон, заходящий в здание и выводящий оттуда нескольких заложников после переговоров с террористами, передвижения силовиков, попытка снимать с крыши соседнего дома, медики, выносящие носилки с людьми после штурма…

Когда шок уступил место попыткам сделать выводы, с некоторых официальных трибун звучали призывы запретить телевизионщикам показывать действия силовиков, потому как террористы тоже могут смотреть телевизор и таким образом узнавать о планах спецслужб. В то время журналисты еще могли с жаром произносить речи о том, что люди имеют право знать правду, и в итоге никаких серьезных оргвыводов не сделали и медиаинструкций не написали.

Спустя почти двадцать два года телевидению ничего не нужно запрещать: оно само успешно с этим справилось. Но появились медиа, запретить которые довольно сложно, потому как в потенциального вещателя превратился каждый, у кого есть смартфон. Было бы полезно послушать хороших психологов на тему маниакального желания людей снимать все, что они видят вокруг себя, и выкладывать это в Сеть. Но психологи и сами этим иногда грешат.

На больших концертах многие зрители превращаются в «телестанции» еще до начала действия. Они снимают себя на фоне сцены, на фоне других зрителей, заполнивших зал, а потом, конечно, на фоне звезд, исполняющих хиты. Таким образом, у телеграм-каналов, специализирующихся на новостях, есть огромный видеоресурс, который можно использовать практически в режиме онлайн, потому что каждое мало-мальски значимое событие сразу получает свою видеоверсию от тех, кто на нем присутствует.

У телевидения нет никакой возможности конкурировать с такими частными вещателями — продюсеры это быстро поняли, и с некоторых пор актуальная картинка попадает в федеральные эфиры прямо с телеграм-каналов (те, что покрупнее, стимулируют своих подписчиков присылать видео любого происхождения) и социальных сетей.

Снятое в пятницу в «Крокусе» и на подступах к залу лишний раз подтверждает, что самыми отчаянными репортерами являются жадные до крутого контента обыватели. В отличие от профессионалов, они будто не думают об опасности, включая камеру мобильного телефона в ситуации, когда нужно бы думать только о своей жизни, и иногда снимают собственную смерть, явно не понимая, что происходит. От некоторых видео становилось до жути страшно, попадались кадры, которые намекали на полное отсутствие границы этических норм. В итоге люди, оказавшиеся на волосок от смерти, выполнили за медиа всю «грязную работу», обеспечив и сетевых, и эфирных вещателей кадрами, которые не всегда удаются создателям кинотриллеров.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.