Онлайн-магазины обяжут стимулировать российских производителей

Минпромторг разрабатывает законопроект о «российской полке». По замыслу его авторов, документ будет распространяться не только на традиционную розничную торговлю, но и на онлайн-продажи.

Фото: freepik.com

Предполагается, что ритейлеры должны будут выставлять на полку до 50% российских товаров – это касается супермаркетов. Тогда как маркетплейсы обяжут демонстрировать первые 50 карточек российского товара в поисковом запросе.

Параллельным курсом идет и Государственная дума, которая работает над примерно таким же законопроектом. Пока неизвестно, чем эти документы будут отличаться друг от друга. Однако, по словам заместителя главы Минпромторга Виктора Евтухова, правительственный законопроект «не будет альтернативным», зато он «будет связан с механизмом поддержки, который обеспечит приоритет для российских производителей и отечественных товаров». 

Уже понятно, что будущее за онлайн-торговлей. Если раньше говорили о некоторой ее конкуренции с супермаркетами, то сегодня крупные сетевые игроки создают свои онлайн-каналы. Пожилым россиянам, привыкшим к магазинам шаговой доступности или к рынкам «через две трамвайные остановки» такие услуги непонятны. Им нужно увидеть «товар лицом», а еще лучше и поторговаться.

Однако в онлайн-продажах свои преимущества. 

— Огромный выбор, миллионы товаров, доставка оперативная, даже если заказ едет из другого города, — говорит одна покупательница.

— В супермаркеты хожу только за продуктами, — продолжает вторая собеседница. – Все остальное покупаю в маркетплейсах.

Из минусов она отмечает невозможность «потрогать руками» покупку, хотя на нее дается подробная характеристика. Бывает, что доставляют не совсем тот товар, который нужен. Но в любом случае плюсов больше. Ведь покупку можно вернуть без всяких проблем, к тому же в системе онлайн она стоит дешевле – накладных расходов гораздо меньше.  

А вот к инициативе Минпромторга – насытить маркетплейсы российскими промышленными товарами — многие из опрошенных относятся без энтузиазма. Сейчас отечественная продукция зачастую дороже импортной, а импортная, в основном, китайского производства. Есть опасения, что если в условиях санкций и ограниченного импорта, правительство станет сильно помогать отечественному производителю, и без того оказавшемуся в привилегированном положении, то исчезнет честная здоровая конкуренция. А сегодня соотношение цена-качество в онлайн торговле вполне устраивает покупателя.

Председатель правления Ассоциации экспертов рыночного ритейла Андрей Карпов считает, что необходимо насыщать торговлю российскими промышленными товарами не только в сетевой, но и в онлайн-торговле. Чтобы уйти от зависимости от импортных поставок и формировать предложения внутри страны. 

— Здесь можно провести аналогию с продовольствием, — поясняет он. – В 2014 году доля отечественных продуктов в стране была значительно ниже, чем сейчас. Если бы 2014 год, условно говоря, случился в 2022 году, то запрет на поставки продовольствия из многих стран мира, который существует сегодня, имел бы очень серьезные последствия.

Сейчас мы значительно снизили импортозависимость, наверное, в большинстве супермаркетов есть «российская полка» с продуктами. Некоторые регионы буквально с нуля подняли свое сельхозпроизводство. Например, Калининградская область и Сахалин, которые исторически были ориентированы на поставки из других стран.

— Но каким образом этот закон простимулирует промышленность?

— Когда он появится, то у российских производителей будет гарантия, что их продукция не залежится на складах, а попадет на торговую полку, найдет покупателя. Инвесторы станут вкладываться в производство товаров, доля которых на рынке еще очень низкая. Я имею в виду ту же бытовую технику или товары легкой промышленности. Постепенно мы будем локализовать такие производства.

— Что будет в итоге? Цены не вырастут? А то мы знаем по опыту прошлых лет, что российские производители любят их накручивать при каждом удобном случае…

— Полагаю, что ничего особенного не произойдет. Речь не идет о том, чтобы с торговых полок убрать импортные товары, иностранные бренды. А сама торговля заинтересована в их доступности для покупателя. Конкуренция сохранится, и она будет сдерживающим фактором для роста цен.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.