Незамысловатая вагоновожатая

Вагоновожатой потерявшего управление трамвая, убившего одного пассажира, а еще более сотни покалечившего, была 23-летняя девушка со стажем вождения менее года. Одной из возможных причин трагедии предварительно назван «человеческий фактор», после чего Рунет взорвался возмущением, что «возить нас в трамваях доверяют кому попало, от пионерок до пенсионерок». 

Мы поговорили с трамвайными вагоновожатыми и выяснили, каково ими быть.

Фото: Михаил Ковалев

Изучение рынка труда показывает, что в «трамвайных» городах России спрос на вагоновожатых есть постоянно, а самый высокий – в обеих столицах, в Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Казани, Волгограде и в уральских и сибирских мегаполисах. 

— Молодеет трамвайный коллектив, — отвечают в одном из  трамвайных депо . – А молодежь покатается на трамвае и уходит. Зачем им наши 40 тыщ в месяц, а это еще в лучшем случае, если дослужился до вагоновожатого высшей категории. 

— Но раз приходят, значит, интересует их трамвайное дело?

— Приходят, потому что обучение бесплатное, полгода всего, а если договор с предприятием подпишешь, то и стипендию дадут, и общагу. А приезжим что еще нужно. А уходят, потому что смены тяжелые и денег мало. 

Судя по объявлениям, з/п 40 тыс руб в месяц вагоновожатому высшей категории. Зато везде действительно «официальное трудоустройство на регулярной основе по КЗОТ с предоставлением жилья и соцпакета». 

— Сейчас на курсы вагоновожатых всех берут, кто старше 21 года и по медкомиссии годен, — делится 61-летняя Валентина, вагоновожатая. – Я училась еще в советское время, тогда все было серьезно. А сейчас полгода – и готова вагоновожатая. Мы уж со смехом ждем, когда дистанционное обучение на водителя трамвая запустят. 

— А правда, что мужчины почти не идут в водители трамваев? 

— Правда, считают, что по кругу по рельсам кататься – это для баб. Хотя в трамвае нагрузка не ниже, чем на автобусах. Но пока сам не откатаешь с 4-х утра 10-часовую смену с одним перерывом 15 минут на обед, не поймешь. А платят в трамвае меньше, чем на другом общественном транспорте. А вы в курсе, что ремонт трамвая – это ответственность самой вагоновожатой, а не депо? 

— Я вот читаю в вашем же объявлении, что после полугодового обучения выпускник сразу может приступить к работе в режиме три утренние смены с 4-х утра до 14.00, один выходной, потом три ночные с 18.00 до 3-х ночи, два выходных, и далее по кругу. А в должностной инструкции у вагоновожатого «выполнение подготовительных работ перед выездом на маршрут и устранение появившихся во время рейса неисправностей». А как с такой нагрузкой справляются дамы 60+, оставшиеся в депо после выхода на пенсию?! – спрашиваю в одном из трамвайных депо.

— Те, что обучены еще при СССР – самые опытные. Все им по плечу, даже собственноручный ремонт трамвая. С молодежью хуже, слабая она стала. Но мы их тут учим, даром что они к нам приходят уже со свидетельством готовых вагоновожатых. 

На трамвайных курсах, где готовят водителей, уверяют, что у них соблюдены все требования их «главка» — профильного ведомства. Обучение бесплатное, к нему допускаются все лица старше 21 года, имеющие среднее образование. Вместе с теорией и практикой вождения общей длительностью около 200 часов и экзаменами подготовка вагоновожатого занимает 10 месяцев. На время обучения иногородним студентам предоставляется общежитие, а учащимся, заключившим договор с предприятием-заказчиком на обязательную отработку у них первых 3-х лет после учебы, и стипендия – в среднем от 9 до 12 тыс руб в месяц. При  успешной сдаче выпускных экзаменов по ПДД, строению  трамвая и ремонту его компонентов и вождению, новоиспеченный вагоновожатый получает водительское удостоверение категории «Tm», дающее право управления трамваем, и может приступать к своим обязанностям в качестве стажера.  

— Учеба бесплатная и стипендия – это удобно, но все остальное жесть, — рассказывает, почему сбежала из  вагоновожатых 23-летняя кировчанка Анжела. – Если заключил договор с работодателем, а потом сбежал – неустойка 40 тыщ. А если не сбежал и вышел, то первые 2 года по любому будешь стажер, а это 25 тыщ в месяц. А как на них проживешь, если после учебы из общаги сразу выставили, она только для студентов. Денег мало, а жизнь вагоновожатой – ад! Смена может выпасть хоть на Новый год, всем по фигу. «Мамкины смены» (в дневное время – авт.) задуманы для мамаш, но на деле дают их только по блату. Путевой лист такой, что никогда не знаешь, когда закончишь – то ДТП, то сход с рельс, то вагон задымился, то обрыв проводов.  А когда ты то днем, то ночью – ни погулять, ни выспаться. А еще каждый месяц полигон. 

— Что?!

— Ну трамвайный полигон. Там все вагоновожатые ходят такие с ломиком, освежают навыки сцепления вагонов, буксировки, заднего хода, поиска неисправностей, в высоковольтных шкафах копаются. 

— Ты согласна, что в вагоновожатые берут «кого попало»?

— Неееет! Вы бы видели наш медосмотр! При приеме на учебу, на работу и перед каждым маршрутом. Перед учебой-работой один только психиатр измучает каверзными вопросами, не говоря уж о наркологе. Окулист еще, но если их троих прошел, то дальше нормально, обычные анализы, главное, чтобы сердце крепкое, зрение хорошее и в своем уме. Прада, зачем гинеколог был в комиссии, я так и не поняла. А потом еще каждое утро проверяют. Это чайникам, кажется, что в трубочку дыхнул и поехал. А мы перед каждым выходом на маршрут сдаем мочу, электробезопасность, права трамвая в ПДД, первую помощь пострадавшим, и психологию, и культуру обслуживания пассажиров. А потом выезжаешь такая на маршрут, а там один спиной обзор загородил и плевать хотел на твои просьбы, другому выйти приспичило среди дороги, стоит-кнопки жмет, третья лезет прямо к тебе в кабину с вопросами, а дети вообще караул, особенно в каникулы – носятся, орут, на поручнях висят, движению мешают, а высадить их нельзя. И даже наорать нельзя, наябедничают – я же виновата буду, но по-другому они не понимают. 

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.