«Русская Джоконда»: реставраторы взялись за уникальную карту Сибири Семена Ремезова

Русское географическое общество (РГО) подарит вторую жизнь уникальному экспонату, чудом сохранившемуся со времен Петра I. Речь идет о карте Сибири, составленной легендарным русским картографом, архитектором, строителем, историком, художником и писателем Семеном Ремезовым.

Фото: Александр Филиппов/rgo.ru

«Картографическая Джоконда» — так уважительно прозвали этот шедевр специалисты — некогда висела прибитая гвоздями в кабинете русского царя, во время Великой Отечественной войны пережила эвакуацию, а затем на некоторое время перебралась в Эрмитаж, оттуда — в штаб-квартиру РГО. 

Время и суровые исторические события изрядно попортили внешний вид карты, в результате было решено отправить ее на реставрацию. В штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге рассказали о тайнах уникального экспоната, о предстоящей реставрационной работе, а также о глобальных планах на будущее.

РГО заново открывает не только новые маршруты нашей необъятной Родины, но и памятники культуры. Один из них — карта Сибири Семена Ремезова. 

В штаб-квартире Общества в Санкт-Петербурге небывалый ажиотаж — вот-вот должна начаться презентация уникальной карты, большинство из приглашенных видели ее разве что на сувенирной продукции. В небольшую комнату карту поместили только на время презентации — такие раритеты хранятся при специальном температурном режиме, в полной темноте.

— На первый взгляд, карта и карта. А на самом деле многие эксперты, которые кое-что понимают в картографии, называют ее «картографической Джокондой». Это уникальный экспонат, которому более 300 лет, его видел сам Петр I. И, как истинной леди, этой карте требуется немного привести себя в порядок, — элегантно представила публике экспонат советник президента РГО по информационной политике, телеведущая Анастасия Чернобровина.

Председатель реставрационной комиссии Илья Гуров в свою очередь напомнил, что Общество с 2010 года ведет большую программу по реставрации уникальных памятников. В хранилище более 2,5 млн уникальных экспонатов.

— Одна из жемчужин — так называемая «Карта земли Сибирской от границ китайских», созданная в 1696-1698 годах Семеном Ремезовым — гениальным современником Петра I, изографом, иконописцем, картографом, инженером. Карта была создана для Сибирского приказа (орган управления, центральное правительственное учреждение в России XVII-XVIII веков с областной компетенцией. — «МК») и потом перешла нашему императору, который как утверждают, по этой карте проводил экзамены тех, кто был не очень сведущ в географии и картографии.

Карта, по словам Гурова, создавалась для Петра Великого, и долгое время висела в его резиденции, прибитая… мебельными гвоздями к стене. Хоть карта затем и перебралась в Эрмитаж, но оставалась практически неисследованной. И зря. 

Например, Москва на карте почему-то оказалась на востоке, а все южные города — на севере. На этот счет существует версии.

— Петру Великому очень нравилось экзаменовать тех, кто вместо того, чтобы учиться навигационному делу в Европе, просиживал штаны в кабаках. Они ничего не могли понять: юг — наверху, север — внизу, координатной сетки нет, невозможно было сориентироваться, — озвучил народную версию Илья Гуров.

Вторая версия, официальная, не такая занимательная, но больше похожа на правду: изображать мир вверх тормашками, как это кажется современникам сейчас, было картографической традицией — большинство исследователей того времени двигались с севера на юг и поэтому и карты рисовались по ходу движения путешественников. Что же касается карт Ремезова, то его случай и вовсе уникален — картограф основывался не на расположении частей света, а на реках. Именно поэтому в его картах нет ни долготы, ни широты, и сетка нарисована условно. 

Еще одну тайну картографической Джоконды удалось разгадать уже после того, как ее осмотрели специалисты. Оказалось, что она в прямом смысле слова — хранительница сокровищ, которые прячутся под… пятнами, похожими на чернильные кляксы.

— Когда мы стали изучать карту выяснилось, что черные «кляксы», на самом деле звезды, которыми обозначались города, изначально были золотыми. Мастерами использовалась древняя техника «двойника». Такая же, кстати, использовалась на иконах Древней Руси. Техника состоит в том, что на ткань укладывается тонкий слой серебра, а поверх тонкий слой золота. Но со временем золото облетело, а серебро потускнело, поэтому звезды городов превратились в черные кляксы, — рассказали специалисты реставрационной комиссии.

Точно также на карте изменились в цвете некогда синие краски, которыми окрашивались реки и озера. Со временем водоемы карты позеленели, так как цвета минеральных природных красок также изменили свою структуру.

Есть у карты, как и у любой женщины, свои «чудачества». Например, Стокгольм на карте сильно сдвинут на восток. Смело перенести город, судя по всему, пришлось для того, чтобы поместить на карту хотя бы один европейский город. На карте также есть один вопиющий недостаток — почему-то отсутствует Балтийское море.

Впрочем, утверждают специалисты, с географической точностью не все так плохо. В Сибири, например, устраивают экспедиции по картам Ремезова. Фан-клуб  нашего русского уникума проверяет все пункты, отмеченные на картах и уверяют, что для путешествий они вполне годны. 

— Она уникальна своими размерами, происхождением, историей. И мы, конечно, не могли оставить ее в том виде, в котором она находится. За 325 лет карта действительно пришла в не самое лучшее состояние. Поэтому по поручению президента РГО Сергея Шойгу мы приступили к ее реставрации. В нашей стране остались неравнодушные меценаты, попечители, которые поддержали нашу идею. Они полностью с нами согласны: карту нужно реставрировать, изучать, рассказывать о ней как можно больше, потому что она содержит массу информации, которая до сих пор неизвестна, — рассказал Илья Гуров, добавив, что в реставрационную комиссию составят лучшие организации занимающихся реставрацией — от Эрмитажа до Русского музея и центра Грабаря.

Для карты будет изготовлена специальная климатическая витрина. Специалисты будут следить за тем, чтобы в витрине соблюдались определенные нормы температурной влажности и светового режима.

— Мы сделаем большую витрину, которая большую часть времени будет стоять в темноте. Впрочем она и сейчас живет тихой, закрытой жизнью, мы на нее дышать боимся, — рассказали специалисты.  

Представитель музея Эрмитаж также отметила, что важно отреставрировать нашу «Джоконду» так, чтобы оставить потомкам следы жизни, которые отражают характер и биографию карты. Поэтому для реставрации будут использоваться как традиционные методики, так и новые технологические решения. 

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.