Туристический налог придет на смену курортному сбору: названы плюсы и минусы нововведения

Курортный сбор, эксперимент с введением которого в 2018 году себя не оправдал, Минфин предложил заменить туристическим налогом. Идея благая – создать для регионов, развивающих туризм, дополнительный источник финансирования. Однако технически и по существу две эти фискальные практики различаются принципиально: если сбор взимался с туристов, то налог будет уплачиваться отелями. Которые, в свою очередь, включат его в стоимость проживания. А значит, «за банкет» заплатит все тот же российский потребитель. Весь вопрос в цене.

Фото: Лилия Шарловская

Новация фигурирует в числе поправок к законопроекту о «совершенствовании налоговой системы», внесенному правительством в Госдуму. Как отмечает Минфин, муниципалитеты получат право самостоятельно вводить на своей территории туристический налог и определять его ставки. Ставка будет расти постепенно – с 1% от стоимости проживания в 2025-м и далее, прибавляя в год по одному процентному пункту, но не более 5%, начиная с 2029 года. На первых порах она составит «чуть более 65 рублей за номер в сутки», сообщило Минэкономразвития. Налогооблагаемой базой ведомство предложило сделать количество номеров в гостиницах. Таким образом, речь идет о сугубо местном налоге: деньги пойдут исключительно на развитие туристической инфраструктуры регионов, а не на иные цели. 

Что касается курортного сбора, введенного на условиях эксперимента на 2018-2024 годы в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях и в Санкт-Петербурге, затея эта откровенно провалилась – по нескольким причинам. Общество встретило ее в штыки: по данным соцопросов, до 78% респондентов выразили полное нежелание платить отдельный «налог на отдых», пусть даже в размере 100 рублей с человека. Кроме того, возникла проблема с администрированием: поскольку ежегодно на российских курортах отдыхают миллионы людей (в том числе – «дикарями»), уследить за каждым оказалось технически невыполнимой задачей. А еще мера создала почву для разного рода злоупотреблений, в том числе – со стороны отельеров. Некоторые стали занижать показатели по количеству гостей и проводить сбор «мимо кассы».   

«Взимаемый с туристов курортный сбор сложен, прежде всего, в администрировании, — говорит основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев. – Адресованный гостиницам налог упрощает систему, делает ее намного прозрачнее, поскольку сбор будет проводиться с меньшего числа налогоплательщиков, к тому же – юрлиц с их повышенной ответственностью. Контролировать поступления и прогнозировать их объем станет легче. Вместе с тем, гостиничный бизнес может столкнуться с увеличением расходов, что приведет к росту цен на услуги для туристов. В целом решение считаю оправданным, однако необходимо учитывать возможные негативные последствия для малого бизнеса».

Государство стремится упростить механизм взимания налогов, переложив бремя на гостиницы, а не на туристов. А главное — муниципалитеты получат дополнительный источник финансирования для улучшения туристической привлекательности, рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Однако, по его словам, многие эксперты считают решение спорным, поскольку отельерам наверняка придется повысить цены на проживание, чтобы компенсировать издержки.

«Тут есть как свои плюсы, так и минусы, — отмечает Деев. – К плюсам относится наличие у гостиниц всей необходимой инфраструктурой для учета и уплаты налогов. Туристический налог, в свою очередь, является стабильным источником финансирования для регионов, в отличие от курортного сбора, который зависел от количества туристов. Средства могут быть направлены на улучшение дорог, создание новых парков, музеев и других туристических объектов. Появятся новые рабочие места в отелях, ресторанах, турагентствах. Риски также очевидны: гостиницы будут вынуждены повысить цены, сократить штат сотрудников или отказаться от инвестиций в развитие. Некоторые регионы могут установить более высокие ставки налога, что сделает отдых в этих местах менее привлекательным».

Инициатива хорошая, полагает старший управляющий партнер PG Partners Петр Гусятников. Во-первых, это не отпугивает туристов, поскольку им не придется дополнительно платить никаких сборов. Психологическим барьером для них могут стать даже небольшие суммы: очень многие люди доверяют лишь тем ценам, в которые «все включено», и сюрпризов не ожидается. Во-вторых, собирать деньги с гостиниц гораздо проще, нежели с отдыхающих, равно как и вести отчетность. В любом случае, туристический налог представляется более прозрачной и психологически комфортной заменой курортному сбору. 

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.