Как паралимпийцы из Иркутской области брали кредит, чтобы попасть в Париж

Паралимпиада в Париже закончилась. Но осадочек остался… И речь не об Играх. А об отношении чиновников к спортсменам-инвалидам из Иркутской области, которым региональное министерство спорта отказалось компенсировать расходы на отборочные туры в Дубае. Спортсменам пришлось брать кредит, чтобы купить авиабилет.

О проблеме паралимпийцев — в материале «МК».

Фото: Из личного архива

Спортсмены-паралимпийцы в лице чемпионки мира по легкой атлетике из Брянска Светланы Кривенок обратились к губернатору Иркутской области с просьбой помочь Дарье Ивановой и Екатерине Потаповой, которым пришлось самим выискивать средства, чтобы оплатить транспортные расходы на соревнования.

«В феврале девочки ездили на Кубок мира в Дубай, это были отборочные соревнования к Паралимпийским играм в Париже, — написала Кривенок в чате главы региона. — Все спортсмены ездили за счет регионов, всем помогли, кроме вашей области! Девочки живут небогато, а сейчас еще в долги залезли. Даша вообще сирота, но она попала на Паралимпиаду в Париж. Когда на министра пожаловались, пришла отписка, что лимитов не хватило. Мы, спортсмены-паралимпийцы, просим разобраться в ситуации. Помогите, пожалуйста. Дайте распоряжение чиновникам оплатить авиабилеты!»

«Пенсия составляет 18 тысяч рублей»

Екатерине Потаповой 39 лет. С 2004 года она прикована к инвалидной коляске. Профессиональным спортом Потапова занялась в 2014 году. В 2016-м установила рекорд России в метании булавы. Позже стала трехкратной рекордсменкой России в гонках на колясках на 100, 200 и 400 метров.

В феврале этого года Екатерина отправилась в Дубай на отборочные туры Паралимпиады в Париже.

— Проживание и питание нам оплатил городской благотворительный фонд — вышло порядка 400 тысяч рублей. А вот за перелет пришлось рассчитываться самим, — вспоминает Екатерина. — Получилось около 100 тысяч рублей на человека. Взять такую сумму было неоткуда. Моя пенсия по инвалидности составляет 18 тысяч рублей. Если отказываешься от бесплатных лекарств и санатория, еще немного накидывают. Получается 20 тысяч с копейками. Так что на перелет в Дубай мне пришлось брать кредит на три года. Спортсменам из других городов всё оплатили. А нам почему-то отказали. Сначала говорили, что мы нейтральные, потом пошли другие отговорки… Сейчас отправляем письма в региональное министерство спорта, боремся, чтобы нам все-таки вернули деньги. Но если над оплатой моего билета еще думают, то моей коллеге Даше Ивановой, похоже, ничего не светит. Оказывается, по новым правилам спортсмен должен сам себе покупать билет. Я на свою карту покупала два билета — себе и Даше. Как можно додуматься до этого? А если целая команда едет на соревнования, им что, тоже самим себе покупать билеты?..

— Раньше проблемы с оплатами возникали?

— Всегда говорили: покупайте за свой счет, потом оплатим. И оплачивали. А сейчас что-то случилось. Еще мы планировали в ближайшее время поехать на ежегодный международный полумарафон в Сочи, но нам опять отказали в оплате. Заявили, что мероприятие не запланировали в Едином календарном плане соревнований (ЕКП).

— Так и говорят: на вас денег нет?

— Прямым текстом не говорят. Что касается билетов в Дубай, отвечают: мы подумаем. Дозвониться в министерство спорта невозможно, на звонки часто не отвечают. Я недавно пыталась узнать насчет наших билетов, написала СМС сотруднику минспорта. Молчок. Потом наш тренер дозвонился. Ему объяснили, что мне, может, заплатят, Даше — точно нет. Объясняют, что я за Дашу заплатила со своей карты, а так не положено.

— Инвентарь, форма тоже стоят приличных денег. Сами все покупаете?

— Коляска, колеса, перчатки — дорогое удовольствие. На эти деньги машину можно купить. Хорошо, нам помогает один депутат из Госдумы. Также нас поддерживают администрация города и благотворительный фонд: перчатки и дисковые колеса покупали. Тренер сильно помогает с деньгами, хотя он уже тоже в минус ушел. Как и мы все. Вот мои перчатки уже начинают стираться. Купить их можно в Японии или США. Они из специальной каучуковой резины. В нашей стране такие не делают. Мы нашли что-то подобное в России, но они быстро стерлись. Придется старые перчатки распарывать и перешивать резину. Как-нибудь выкручусь. Запчасти для коляски тоже надо покупать в Японии или Америке. Помимо того что все очень дорогое, так их еще и не купишь. Оплату с российских карт не принимают, поэтому мы ничего не заказываем. Если ломается коляска, наш тренер сам чинит, настраивает…

Несмотря на сложности, Екатерина признается, что спорт бросать не собирается: «Нормально. Прорвемся. Наше дело результат показывать, там, глядишь, все устаканится».

«На сувениры не хватило»

34-летняя Дарья Иванова — инвалид с детства, сирота. В роддоме ей поставили диагноз: ДЦП. Мать умерла после рождения дочери. Про отца Дарья ничего не знает. Иванова долго жила в доме инвалидов в Тулуне, потом в Братске, затем в Саянске, который теперь считает своей родиной.

Спортом Даша занялась в 20 лет. Стала многократной чемпионкой России. С 2013 года состоит в паралимпийской сборной страны. Совмещает толкание ядра и гонки на колясках.

— Чтобы попасть в Дубай, я взяла в долг у знакомой. Потихонечку отдаю как могу, — говорит Дарья.

Если Екатерина Потапова не попала на Паралимпиаду в Париж, то Дарье Ивановой выпал счастливый билет.

— Перелет в Париж, проживание и питание оплатила Москва. За свой счет не потянула бы, — признается спортсменка. — Если совсем честно, я же с собой ни копейки не взяла. После Дубая не осталось денег даже на сувениры. Да и с моей пенсией какие могут быть сувениры, тем более в Европе все так дорого. Цены в Париже меня пугали…

Это была первая Паралимпиада Ивановой. В соревнованиях по толканию ядра Дарья заняла 7-е место.

— К сожалению, многое не получилось. Соперники оказались сильные, они уже давно выступают. Поеду ли я еще — не загадываю. В жизни все меняется. Но хотелось бы еще попасть на Паралимпиаду.

Спортсменка признается, что с финансированием в регионе туго: «То бюджет маленький, то одного нет, то другого. Постоянно выискиваем, где бы взять деньги».

— Складывается впечатление, что министерство спорта Иркутской области даже сейчас ищет, к чему бы придраться, чтобы не вернуть нам деньги, — считает Дарья. — 90 тысяч, которые я отдала за билет, для меня большая сумма. Мне ведь еще надо как-то жить, оплачивать «коммуналку», покупать продукты. Пенсия у меня 16 тысяч рублей. Спасибо, тренер и опекун мне помогают, иначе я бы ноги протянула. Сейчас знаете какие цены в магазинах? Как ни зайдешь, 3 тысячи улетело, а толком ничего не взяла: молоко, хлеб, яйца…

По возвращении в Иркутск Дашу никто из чиновников регионального минспорта не встречал, хотя их оповестили о времени прилета спортсменки.

— Даже цветочка не подарили, — сокрушается тренер Ивановой. — Может, 7-е место для них стыдно? Хотя паралимпийцев с Ханты-Мансийска, которые 4-е и 10-е места заняли, встречали с цветами. Да и в других городах инвалидов без внимания не оставили. А в нашей области будто стыдятся спортсменов. Такое ощущение, что если бы нас не было — им бы лучше жилось, денег никто бы не просил. А то постоянно стоим с протянутой рукой… Помогать нам не хотят. То на ковид ссылались, теперь — на маленький бюджет и инфляцию. Но другие регионы почему-то находят средства. Тем более Даша и Катя — многократные чемпионки России, участницы международных соревнований. И ладно в области было бы полно чемпионов — так всего 2–3 спортсмена-паралимпийца, которые могут выехать на серьезные международные соревнования. Вот что обидно… Тренеров и инвалидов еще упрекают: мол, что вы ходите и жалуетесь! Думаете, нам нравится жаловаться? Просто выбора не оставили.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.