«Многое пытался до меня донести»: дочь Юрия Визбора вспомнила о легендарном отце

Этот год проходит под знаком Юрия Визбора. В 2024-м ему исполнилось бы 90. Но не исполнится, поскольку ровно 40 лет назад он ушел из жизни. Один из основателей авторской бардовской песни, так называемой «песни у костра», прожил очень мало — всего 50 лет. Но при этом успел многое: снялся в нескольких фильмах, особенно запомнившись зрителям в роли Бормана в культовых «Семнадцати мгновениях весны», работал журналистом, радистом, строителем, учителем. Он часто говорил, что «песня, ее музыкальный строй, стихи — все это вместе и является живым и волнующим сколом человеческой души». Корреспондент «МК в Казахстане» встретился в Алма-Ате с дочерью барда, Татьяной Визбор, и поговорил с ней об отце.

Юрий Визбор с дочерью.

«Абсолютное счастье общения»

— Татьяна, что вам сегодня в первую очередь вспоминается об отце?

— Отец писал письма мне, маленькой девочке, когда я отдыхала в пионерском лагере. Потом я, уже взрослая, перечитала все письма отца, которые у меня остались. Писала в этот период статью по поводу документального кино (отец был штатным сценаристом творческого объединения «Экран»). Я поняла, что он многое пытался до меня донести.

Еще плюс ко всему выстраивал мне какие-то рамки, потому что, как говорил отец, «у Татьяны шары на нитках». То есть он имел в виду, что мне хочется всего и сразу. А так не бывает. Пытался еще и серьезное что-то мне дать, но при этом с бесконечными шутками. Ну вот его высказывания: «Женихам отвечаю отказом — перебьются!»… Или из письма в Пятигорск, где я практику проходила после второго курса МГУ: «Как только ты получаешь денежные переводы, то сразу же обрываешь связь. Вероятно, время уходит на пропой «Нарзана»…

Когда отец к маме пришел на день рождения — ей исполнилось 50 лет, — он подарил ей фотографию студенческой команды по футболу МГПИ — Московского государственного педагогического института имени Ленина, где отец учился. И на этом фото через два человека стояли Юрий Визбор и Максим Кусургашев, известный радиожурналист, второй муж моей мамы и отцовский друг со студенческой скамьи. Он тогда сказал, вручая фотографию: «Адка, ты такая счастливая — у тебя два мужа в одной футбольной команде». А потом моя мама отдала эту фотографию моему сыну Юре, своему внуку, со словами: «Ты такой счастливый, у тебя два деда в одной футбольной команде».

Когда мы собирались и с мамой, и с отцом, особенно в байдарочных походах, то всегда смеялись. Хотя не все было радужно, у нас были подчас ужасные трудности — физические сложности, технические. Во всех походах всегда что-то случается. Но когда сегодня вспоминаешь — это было бесконечное остроумие.

Леса, рюкзаки, байдарки… Костры, в конце концов, песни — куда без них?! И было счастье, абсолютное счастье общения с такими уникальными людьми. Отец говорил: «Мне бы не новых друзей заводить, мне бы старых успеть обежать!».

Да, время другое, жизнь иная. Нужно встраиваться и жить. И постараться все-таки ко всему относиться с долей юмора. Во-первых, потому что у меня родители были остроумнейшие люди. Я очень благодарна им за этот юмор, который они пронесли через всю жизнь, — остроумный, феерический юмор; с этим жили, это мне прививали, приучали своим собственным примером. Их шутки потом цитировались, они жили как отдельный жанр.

Татьяна Визбор. Наши дни. Фото: ИЗ АРХИВА ТАТЬЯНЫ ВИЗБОР

«Бардовская песня будет существовать»

— Татьяна, если сравнивать времена, то порой видится, что сегодня контекст бардовской песни изменился. Неужели жанр угасает?

— Вовсе нет, бардовская песня в России развивается. Это какая-то очень свободная история, замечательно чувствующая себя во всех поколениях. Гитара — легкий, доступный инструмент, а человеку необходимо как-то выразить себя. Это самый простой способ. Бардовская песня, конечно, изменяется: добавляется, убавляется, переходит в другие жанры, затрагивает нечто новое. И уже нельзя говорить, что это «три аккорда на расстроенной гитаре».

Мне кажется, это замечательно: каждому времени — своя песня и свое воплощение. Авторская песня не исключение. Я знаю, что иногда пропадает интерес к этому жанру, потом появляется вновь — это некая волнообразная история. А то, что она не прекратится, это очевидно. В той или иной степени и в том или ином виде бардовская песня будет существовать.

— Особая примета бардовской песни, как нам кажется, это все-таки содержательное отличие ее от той же эстрады. И на песнях вашего отца это наглядно видно…

— Не всегда так, кстати. Есть и эстрада очень хорошая, я вас уверяю. Любые жанры хороши, и нельзя зацикливаться на чем-то одном. Мой отец был исключительно музыкально образованный человек, которому были не чужды и джаз, и джаз-рок, соул, босса-нова, фолк, классика… У нас дома звучала разнообразная музыка. Например, первых иностранных музыкантов, исполнителей я услышала с катушечного магнитофона, отец их записывал с «ненаших» радиостанций. Когда мне говорят «неужели ты что-то еще слушаешь, кроме бардов», я отвечаю: «Конечно, с удовольствием! Право слово, нельзя же себя ограничивать».

— Авторская песня — это, конечно, больше советская история. Было много романтики в авторской песне, в самом времени. Но даже Юрий Визбор сказал, что век романтики закончился. Вы с этим согласны?

— Даже странно, что отец мог такое сказать, ведь он романтиком был всю жизнь. Мне вспоминается по этому поводу фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова, когда герой Юрия Яковлева говорит: «Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам…». Ну да, наверное, перестали, потому что век ускорился, времени на подобные вещи не хватает. У нас все сейчас свершается по переписке: сайты, мессенджеры… Скорости сильно поменялись, и сейчас уже романтика реализуется в смс, в каких-то личных сообщениях, соцсетях. Все очень стремительно. Каждому времени даны свои скорости, краски, эмоции. И нельзя обижаться на время. «Времена не выбирают»… — все уже написали за нас.

blank Варвара Визбор пошла по стопам деда. Фото: ИЗ АРХИВА ТАТЬЯНЫ ВИЗБОР

«Память жива, и песни поются»

— Юрий Визбор — масштабная, глобальная, разносторонняя личность. Он и все успевал, и все мог, и как будто обладал неким поливидением. Эта многогранность, талантливость передалась по наследству, проросла в ваших детях?

— Я могу только подтвердить: дальше все отразилось, проросло, можно как угодно это назвать. Если послушать моих детей, все очевидно, по-моему. Я их очень люблю и всегда поддерживаю. Я никогда не вторгалась в их творчество и личное пространство. Просто пыталась понять, чем им помочь. Мне вообще кажется, что родители не имеют права навязывать свою точку зрения детям; они могут что-то подсказать, озвучить свое какое-то опасение или предположение. А настаивать, менять жизненный вектор — совершенно не наша задача.

— Ваши дети — Варя, Юрий — уже взрослые и самостоятельные люди. Например, Варя стала известной исполнительницей. Удается ли вашим детям вас удивлять?

— Конечно. Вот Варя взяла в руки электрогитару. Это произошло год или даже два назад, удивила меня этим и очень-очень обрадовала. Гитара ей крайне идет. Варя сразу превращается в настоящую рок-звезду. Это очень импонирует, а я почти в обмороке была, когда впервые увидела ее с электрогитарой, меня ведь никто не предупредил. Это был настоящий сюрприз. На своих выступлениях Варя исполняет разножанровую музыку, где всегда есть, конечно, место и классической авторской песне. Я очень люблю ходить на Варины концерты. Варя удивительный человек, у нее невероятная работоспособность. Она добивается своих целей, идет к ним очень уверенно. И она большой молодец в этом отношении. Варя — подлинный selfmade. Она сделала себя сама, не без помощи близких людей, конечно. А по поводу «робкой»… она такой и была, а не сдерживала себя.

А Юру благословил сам Род Стюарт, легенда рок-н-ролла. Это не шутка. Так и было: на концерте Род Стюарт увидел мальчика в зоне танцпола, подошел, похлопал по плечу, погладил по голове. Пришлось, как говорится, соответствовать. Юре много дано от природы, он очень музыкален и талантлив.

— Чем вы заняты, из чего складывается ваша сегодняшняя творческая жизнь?

— С 2014 года я начала заниматься организацией концертов памяти Юрия Визбора и Ады Якушевой, часто бываю на различных фестивалях. В этом году было два масштабных мероприятия, в Москве и в Санкт-Петербурге, в больших залах, — отмечали девяностолетие Юрия Визбора. Это большая работа, она начинается «с затакта» — с декабря предыдущего года. В этом году я как лягушка-путешественница, что понятно: год юбилейный у отца — 90-летие Юрия Визбора; и с этим связаны все мои передвижения. А в конце декабря уже начнется новая работа, подготовка к концерту 2025 года.

В этом году в Кизиме Архангельской области проводила фестиваль. Здесь отец работал преподавателем, в этих краях служил в армии. В деревне Новлянки Московской области, по Дмитровской дороге, был фестиваль памяти Юрия Визбора. Отец много песен посвятил этому месту. Там станция Турист и горнолыжная база. Папа приезжал туда с друзьями — катались на лыжах, вечерами пели песни. И я там была неоднократно. Этот фестиваль был первый, но организаторы хотят традицию продолжить. Не на все события я могу отреагировать и даже узнать об этом. Но мне пишут в соцсетях, я даже порой и прочесть не успеваю, где что проходит. Пишу всем «спасибо большое», это действительно очень приятно — что память жива и песни поются.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.