Возможно, уже в ближайшее время будут в целом отменены послабления в техническом регламенте на автомобили; они были введены весной 2022 года, чтобы не останавливать конвейеры в отсутствие импортных компонентов. Подушки безопасности, АБС и большинство других атрибутов современного автомобиля по предложению Минпромторга вновь могут стать обязательными с января 2025 года. Это грозит уходом с рынка «голых» комплектаций отечественных авто, а также усложнением жизни «серых» импортеров-перегонщиков.
Фото: av.by
Предложение Минпромторга, размещенное на федеральном портале нормативно-правовых актов, изменяет знаменитое постановление правительства №855 от 12 мая 2022 года, вводившее экстренные послабления в техрегламент, — в частности, именно это постановление разрешило выпускать в России новые автомобили без учета экологических стандартов, а также не оснащенные антиблокировочной системой тормозов (АБС), подушками безопасности, системами стабилизации и рядом других функций, обеспечивавшихся до 2022 года западными компонентами.
Большинство требований, которые приостанавливались в изначальном постановлении до 2027 года, теперь возвращаются в силу с 1 января 2025-го. Как прокомментировали инициативу в самом министерстве, критически важные для современных функций компоненты теперь выпускают в России (либо дружественных странах), поэтому появилась возможность отказаться от послаблений.
Еще в течение полугода будут действовать «льготные» положения регламента, касающиеся электронных блоков управления двигателями, систем снижения токсичности, обеспечения защиты пешеходов и устройств вызова экстренных служб. Иными словами, еще полгода российские производители могут выпускать автомобили без «евронорм» токсичности, а также «коробочек» ЭРА-ГЛОНАСС. Последнему обстоятельству, пожалуй, многие автомобилисты и порадуются: при всей своей пользе в экстренных ситуациях электронный маячок, да еще интегрированный в бортсеть автомобиля, кое-кому казался «жучком» на борту собственной машины.
— Автомобили, скорее всего, подорожают, но не вследствие этого документа, — предположил в разговоре с «МК» Олег Скориков, сотрудник отдела маркетинга одной из дилерских сетей, работающих с отечественными машинами. — Уже довольно давно нам не поставляют те «антикризисные» модификации, которые шли, например, в первой половине 2023 года. Скорее всего, что-то подобное есть на рынке грузовых автомобилей, но в легковом сегменте машины без АБС и подушек уже в прошлом. Формально они где-то в прайс-листах есть, но ни завод, ни мы не заинтересованы их продавать.
От автомобилей выпуска до 2022 года нынешняя продукция отечественного автопрома отличается при этом довольно сильно, добавил сотрудник дилерского центра. В частности, сменились практически все поставщики электроники — включая, разумеется, АБС, подушки безопасности, электронные блоки двигателя и так далее. Однако никакого возврата к «ленинским нормам» автопрома не произошло: в 2022 году речь скорее шла о возможности выпустить на рынок «зависшие» без дефицитных компонентов машины с площадок готовой продукции. Сейчас вопрос таким образом не стоит, подчеркнул собеседник «МК».
А вот жизнь параллельных импортеров автомобилей — в том числе тех, кто в индивидуальном порядке покупает машину за рубежом и «пригоняет» в Россию, — от обсуждаемых поправок действительно может измениться в худшую сторону. Дело в том, что (применительно хотя бы к ЭРА-ГЛОНАСС) речь в документе заходит и о так называемых «единичных транспортных средствах» — это автомобили, поступающие в обращение в России без сертификации, которой подвергаются серийные авто. Сертификатов не имеют самоделки, а также автомобили, не поставлявшиеся в РФ официально.
Если в действующем постановлении «оценка выпускаемых в обращение единичных транспортных средств… проводится… без проведения проверки выполнения требований…», то сейчас Минпромторг предлагает добавить в текст нормы следующий абзац:
«Проверка выполнения требований осуществляется аккредитованными на осуществление проверок по ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» испытательными лабораториями, которые по результатам проверки оформляют протокол испытаний (экспертизы). На основании указанного протокола испытаний (экспертизы) и договора с испытательной лабораторией экспертная организация оформляет заключение об оценке единичного транспортного средства по форме, предусмотренной приложением № 4 к настоящим Правилам, вносит его в реестр заключений об оценке единичного транспортного средства и хранит документацию, имеющую отношение к проверке выполнения требований, установленных настоящими Правилами, в электронном виде не менее 10 лет».
Это может означать, что при ввозе не имеющего российской сертификации автомобиля владелец должен будет сертифицировать его в аккредитованной лаборатории. И данные об этой сертификации должны оказаться в цифровом реестре. Это, согласимся, дополнительные затруднения и издержки на пути импорта в Россию автомобилей когда-то привычных марок. Что ж, «фирма» всегда стоила дорого…
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.