Бюджетники дождутся справедливости: профсоюзы предложили урезать права руководителей назначать премии
Профсоюзы просят правительство заложить средства в бюджете на новую систему оплаты труда бюджетников. Ее параметры пока не утверждены, но профсоюзы просят выделить максимально возможную сумму для реализации пилотного проекта. Это необходимо сделать в сжатые сроки, перед принятием в Госдуме Федерального бюджета на будущий год во втором чтении.
Фото: Алексей Меринов
Новая система оплаты разрабатывается в развитии предложения Владимира Путина, который уже в наступающем 2025 году предложил отработать «более справедливую модель оплаты труда» этой категории работников.
Регионы, в которых в качестве эксперимента будет проводиться пилотный проект, пока не определены. Но ожидается, что уже с 2027 года во всех бюджетных организациях страны будут зарабатывать по-новому. Больше и справедливее.
Бюджетники делятся на три уровня: федеральные, региональные и муниципальные. Это достаточно большая армия, которая получает зарплату из разных бюджетов. Врачей насчитывается около 790 тысяч, 1,2 миллиона медсестер. Только здравоохранение составляет более 2 миллионов человек.
Примерно такое же количество (2,15 миллиона) – учителей общеобразовательных школ, если считать с педагогами дошкольных учреждений. Еще есть работники культуры и некоторых других сфер.
Считается, что бюджетники в России зарабатывают очень даже неплохо. Это не рабочий класс на каких-нибудь предприятиях ООО, ЗАО и прочих форм собственности, где повышение зарплаты от работодателей (даже на уровень годовой инфляции, что положено по закону) не дождешься. У учителей, врачей и прочих работников есть стабильный бюджет, из которого, как из рога изобилия, им просто обязаны ежегодно поднимать жалование.
Однако, это всеобщее заблуждение. Не так уж сладко работается в бюджетных учреждениях.
Об этом говорим с профессором Финансового университета при правительстве РФ Александром Сафоновым.
— Чем бюджетников не устраивает существующая система оплаты труда?
— В 2007 году, когда она вводилась, ставка делалась на то, что руководитель бюджетной организации лучше развирается в своих сотрудниках и может оценить – кто эффективно работает, а кто нет. И кого, соответственно,нужно поощрять рублем. Потому, право устанавливать стимулирующие выплаты было предоставлено именно ему.
Однако практика показала, что такой подход часто бывает необъективным…
— Руководители первым делом назначают премиальные себе и своим приближенным?
— Примерно так, хотя руководителям премии выписывает вышестоящий орган. Но насчет приближенных вы не ошиблись, примерно так и происходит.
Получилось, что оклады по должностям в структуре общей зарплаты в некоторых случаях устанавливались на очень низком уровне, в пределах 20-22 процентов от общей зарплаты. А остальное составляли стимулирующие выплаты, которые назначались непонятно кому и непонятно за что. Словом, при назначении зарплаты демонстрировался субъективный подход. Существовало и сейчас существует, 10-15 премиальных выплат, это делает их непрозрачными и непонятными, путает сотрудников. Единственный общий элемент, который связывает труд бюджетников в разных отраслях и регионах – минимальный размер оплаты труда и компенсационные выплаты за особые условия труда.
— Правительство решило положить конец этой путанице?
— Необходимо устранить эти фундаментальные проблемы. Зарплата на одинаковой должности и с одинаковым объемом работ в бюджетных организациях даже в пределах одного региона может значительно отличаться. Это приводит к нестабильности в трудовых коллективах.
Цель новой системы оплаты труда – устранить субъективизм и привести к единообразию тарификацию. Для справедливой оплаты труда бюджетников нужны единые базовые оклады, дифференцированные по уровню квалификации. И система, аналогичная единой тарифной сетке.
— Если вы говорите про единообразие, то каким должен быть базовый оклад?
— На уровне минимального размера оплаты труда, а уже дальше градация по тарифной сетке.
— Это означает, что зарплата бюджетников в Москве и, допустим, в Рязани будет одинаковая?
— Нет, конечно, Многое зависит от экономического развития субъекта Федерации. Разрабатываются подходы по дифференциации окладов с учетом квалификации и сложности выполняемых работ — как в пределах одного региона, так и в соседних, но примерно схожих по своему экономическому развитию. Чтобы не было перетока кадров из одного субъекта Федерации в другой.
Это очень сложная и материально затратная задача, в полном объеме и в короткий период ее решить невозможно.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.