«Нас назвали фейком»: потерпевшие от наводнения в Кургане обратились к Путину

«Выплат нет, на дворе ноябрь, жить негде», — лаконично описала проблему в соцсети СК РФ жительница Кургана, где в апреле произошло рекордное наводнение за последние 100 лет. В области паводок затопил тысячи домов.

За потерю имущества власти выплатили пострадавшим от 75 до 150 тысяч рублей. А вот ремонтировать постройки людям пришлось на собственные средства. Некоторые до сих пор живут в домах, где рушатся фундамент и стены.

Мы поговорили с жителями Кургана о жизни после потопа.

Фото: Из личного архива

Наталья Ивина — автор того самого короткого сообщения Следственному комитету.

— Нам выплатили единовременную материальную помощь по 10 тысяч рублей на каждого члена семьи. За полную потерю имущества мы получили по 75 тысяч рублей на человека. На этом выплаты закончились, — говорит Наталья.

10 мая комиссия по оценке ущерба самого дома подписала акт, что капитальный ремонт семье не положен. В заключении указали: требуется текущий ремонт, что подразумевает — собственными силами.

— Оценку жилья производили люди, которые, возможно, не имели отношение к строительству. Вероятно, в департаменте ЖКХ не хватало специалистов. Мой сосед рассказывал, что якобы в комиссии видел девочку, которая работала в ресторане, — продолжает собеседница. — К тому же обследование проходило сразу после схода воды. Вероятно, эксперты не смогли с ходу оценить масштаб бедствия. А когда позже мы начали всё разбирать, повылезало то, что было скрыто. У нас изнутри подмыло фундамент, весь пол под замену, образовались трещины в стенах, кругом плесень, полопалась плитка в туалете. Разве это подходит под текущий ремонт? Кто-то из чиновников указывал, что к текущему ремонту относится поклеить обои и покрасить что-то. Я искала в разных источниках критерии повреждения, которые соответствуют капремонту. Нигде не нашла, все формулировки размыты.

Наталья обратилась с жалобой в городской департамент ЖКХ: «Там сослались на акт, составленный нашей первой комиссией. Сказали: делайте ремонт за свой счет. Если не согласны, идите в суд. Из прокуратуры тоже прислали ответ: капремонт не полагается».

Дом героев материала после наводнения Фото: Из личного архива

Наталья отправляла заявления губернатору региона и главе города. Получала отписки.

В июне женщина написала обращение в электронную приемную президента: «Описала все как есть. Но я уверена, что региональные жалобы в автоматическом режиме спускают обратно на места. А здесь никто ничего не делает. В администрацию президента от нас ездил человек с коллективным письмом. Обращение в Москве не приняли. Пояснили, что письмо должно быть от каждого человека. Мы с гонцом передали личные обращения. Реакции тоже не последовало. Замкнутый круг. Мы не понимали, куда еще идти и как достучатся до тех, кто принимает эти решения».

blank Дом героев материала после наводнения Фото: Из личного архива

Летом пострадавшие обратились в СК РФ: «Ко мне приезжал следователь. Жилье осмотрели, меня опросили. 8 августа возбудили дело, но результатов расследования пока нет. Потерпевших насчитывается более 300 человек. Зато после возбуждения дела наш губернатор отчитался в соцсетях, что создана рабочая группа для детального разбора ситуации. Потом появилось много постов о том, что администрация помогла пострадавшим от наводнения, люди быстро сделали капремонт. Мне кажется, что это показушничество. Хотя, возможно, кому-то и сделали капремонт».

Местные СМИ тоже не горели желанием освещать скандал: «Сначала журналисты предложили отложить тему до выборов губернаторов. Выборы прошли, и снова стало не до нас. Началась подготовка к Новому году, миллионы тратятся на гирлянды, в городе меняют поребрики и асфальт».

Дом героев материала после наводнения Фото: Из личного архива

В итоге Наталья приступила к ремонту дома сама. Тратит средства, выданные за потерю имущества. Покупка холодильника и плиты подождет.

— Многие курганцы до сих пор не вернулись в свои дома: одних приютили родственники, другие снимают жилье, — подчеркивает собеседница. — Есть такие, кто вернулся в негодный для проживания дом. Кто-то до сих пор не получил выплат по утрате имущества, хотя заключения комиссий были. Возникают вопросы у жителей двухквартирных домов, где одним соседям выплатили за капремонт, а другие получили заключение, что им не полагается. Моя знакомая живет на втором этаже дома, который немного привела в порядок. На ремонт первого этажа денег нет. Некоторые люди остались в домах, где отвалилось полстены, спят в фуфайках. А скоро зима. Одной из пострадавших в департаменте ЖКХ заявили, мол, сами виноваты, что не умеете зарабатывать деньги, теперь ходите и просите.

blank Дом героев материала после наводнения Фото: Из личного архива

Наталья одно время была настроена решительно, думала от себя подавать в суд. Но лишних денег на независимую экспертизу нет.

— Вся надежда на Следственный комитет, ведь уголовное дело невозможно замолчать. Но если честно, я устала. Мы тут предоставлены сами себе, копошимся в своем болоте — и никакого просвета…

«Вшестером в одной комнате»

Среди пострадавших многодетная семья Молотковых, которые после паводка тоже восстанавливали жилье на собственные средства. «Дом перестраивал муж, но еще много чего осталось сделать. От местных властей везде получали отказ, — описала ситуация многодетная мать. — Обидно, что вот так оставляют семьи с детьми и пенсионеров».

Другая многодетная мать, Алена Морозова, имеет на руках ребенка-инвалида. После наводнения ее семья до сих пор не может восстановить единственное жилье.

— Летом мы снимали квартиру, но выходило очень дорого. Пришлось сделать в подтопленном доме мало-мальски одну комнату и переехать туда, — рассказывает Алена. — На данный момент проживаем в одной комнате вшестером. Сами сделали отопление, во всех комнатах заменили полы, так как все сгнило. Зимовать будем с разбитыми окнами и выпавшей стеной. При минусовой температуре ветер по дому гуляет, никакое отопление не помогает.

Дом героев материала после наводнения Фото: Из личного архива

Хотя, по словам женщины, первая комиссия при осмотре дома признала необходимость капремонта.

— Но горадминистрация выдала акт, что мы справимся собственными силами, — добавляет Алена. — Вторая комиссия подтвердила, что жить в доме невозможно. Однако администрация свое решение оставила без изменений. Как жить зимой в таких условиях, ума не приложу.

В семье еще одной жительницы Кургана, Анны Горшковой, двое взрослых и двое детей. Одна из дочерей — инвалид. Их дом подтопило больше чем на два метра, вода стояла месяц.

— По утрате имущества нам выплатили в полном объеме на каждого члена семьи, — говорит Анна. — Строительная комиссия согласилась, что нам положен капитальный ремонт или можно выдать жилищный сертификат на приобретение новой квартиры. Но администрация подписала акт, что возможен только текущий ремонт за свой счет.

Горшковы обратились на местное телевидение, чтобы журналисты осветили проблему: «Нам дали понять, что приказано не проводить съемки о потерпевших в паводке. Когда один телеграм-канал сделал про нас короткое видео, местные СМИ назвали ролик фейком».

В сентябре семья вынуждена была начать делать ремонт за свой счет, так как трещины в несущих стенах становилась шире, угол дома провалился, под комнатой образовалась яма: «Мы немного подмазали дом, залили фундамент. Сделали пол, заменили двери и перегородки. А вот на окна средств не хватило».

— В начале сентября нас пригласили в горадминистрацию, назначили повторную комиссию, которая приехала 13 сентября. Сотрудник администрации сразу отметил: так вы уже всё сделали! А как мы не будем делать? Если ничего не делать, дом разрушится. Мы и так не жили в доме полгода. В итоге комиссия в акте указала только те повреждения, до которых у нас не дошли руки. 11 ноября пришел ответ, что у нас все хорошо. Последнее, что мы сделали, — отправили пакет документов Путину. Теперь ждем ответа.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.