Первооткрыватель полярных трасс: какими подвигами прославился летчик Водопьянов

18 ноября исполняется 125 лет со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова. Он больше известен как полярный летчик, исследователь Арктики, участник спасения челюскинцев. Но немногим ведома его боевая биография, а она не менее яркая и героическая, чем его работа в Заполярье. О наиболее ярких страницах биографии известного летчика рассказывается в статье бывшего командующего Дальней авиацией (1997–2003 годы), члена Общественного совета при Минобороны РФ генерал-лейтенанта Михаила Опарина.

Полярный летчик, Герой Советского Союза Михаил Водопьянов. Довоенное фото. Фото: ru.wikipedia.org

Родился Михаил Водопьянов в крестьянской семье в селе Студенки под Липецком. Впервые услышал об аэропланах от сына соседа-лавочника. Их показывали в «туманных картинах» кинематографа. Трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба сельского паренька, мечтавшего стать пастухом, если бы не революционные события в России. Они коренным образом изменили жизнь Михаила.

В 1919 году он добровольно поступает на службу в Красную Армию и получает назначение в дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Начинал с должности кучера — подвозил на лошади бензин к самолетам, затем пересел в кабину шофера и, наконец, начал помогать авиамеханику. За старательность и мастерство в ремонте самолетов его брали в полет в качестве пассажира. Тяжелые бомбардировщики Игоря Сикорского буквально покорили молодого красноармейца. Он уже не мыслил себя вне авиации.

После демобилизации в 1922 году Михаил устроился в мастерскую по ремонту самолетных моторов гражданского Воздушного флота. Освоил профессию авиационного моториста. В 1925 году Водопьянов в составе авиаотряда участвовал в опылении полей на Северном Кавказе и в Казахстане. Там в свободное от работы время моторист Водопьянов стал самостоятельно постигать науку пилотирования.

В 1928 году он уже пилот 3-го класса, окончивший летную школу общества «Добролет». В 1929-м окончил Московскую летно-техническую школу.

Летал там, где до него не летал вообще никто. 9 января 1930 года на самолете «СССР-127» проложил воздушный маршрут Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев».

Спустя несколько месяцев Водопьянов успешно совершает перелет по трассе Москва — Хабаровск. Летал на гражданских самолетах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.

А потом была челюскинская эпопея, в ходе которой Водопьянов вместе с другими полярными летчиками участвовал в спасении экипажа затертого льдами парохода «Челюскин». Водопьянов совершил сложнейший перелет длиной почти 6 тыс. км из Хабаровска в лагерь челюскинцев Ванкарем через Анадырский хребет. За три рейса Водопьянов вывез десять человек.

20 апреля 1934 года Михаилу Водопьянову и другим летчикам — участникам спасательной операции было присвоено звание Героя Советского Союза.

Полярный летчик Водопьянов летал по сложнейшим северным маршрутам, добираясь от Москвы до Чукотки, покорял Землю Франца-Иосифа. При доставке к начальной точке дрейфа членов первой советской станции «Северный полюс-1» Водопьянов командовал флагманским самолетом, а также всей авиагруппой, задействованной в операции. До этого никто ничего подобного еще не делал, риск был неимоверный.

21 мая 1937 года Водопьянов посадил 23-тонную машину на лед вблизи Северного полюса, доставив членов экспедиции. Вслед за ним на лед успешно сели и другие самолеты авиаотряда. Вместе с полярниками летчики оставались до 6 июня, после чего благополучно улетели на Большую Землю. За этот подвиг Михаил Водопьянов получил второй орден Ленина.

Во время советско-финской войны 1939–1940 годов Водопьянов вернулся в армию, вылетал на боевые задания в должности командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Был награжден орденом Красного Знамени.

21 июня 1941 года экипаж полярного летчика Водопьянова проводил ледовую разведку над Карским морем. 25-часовой полет подходил к концу, когда радист Богданов сообщил о начале войны. Водопьянов пошел добровольцем, получив на то личное разрешение Сталина.

Еще до войны Водопьянов высказывал идею о создании в составе ВВС Красной Армии тяжелой бомбардировочной дивизии на самолетах ТБ-7 для выполнения специальных задач. 14 июля 1941 года вышло постановление Госкомитета обороны (ГКО) «Об авиадивизии дальней авиации», а 15 июля по приказу народного комиссара обороны началось формирование 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии. Командиром дивизии назначен комбриг Водопьянов.

В начале августа 1941 года дивизия была готова к боевой работе. По личному указанию Сталина в ночь с 8 на 9 августа было подготовлено специальное распоряжение ГКО, согласно которому 81-й авиадивизии предписывалось 8–9 августа «произвести налет на Берлин» с использованием фугасных и зажигательных бомб малого и большого калибра. Запасная цель для бомбежки — Кенигсберг.

Рейд на Берлин был первым боевым заданием дивизии. Взлетать решили с аэродрома Пушкин, что под Ленинградом (Санкт-Петербург). Протяженность маршрута — 2700 км. Основная часть пути проходила над Балтикой, в обход районов, защищенных ПВО. Спешность подготовки негативно сказалась на результатах рейда. У одного бомбардировщика на взлете отказали два мотора, он упал рядом с аэродромом и взорвался. Второй самолет по ошибке был подбит своими же зенитчиками над Финским заливом. Еще два ТБ-7 из-за неисправностей в двигателях отбомбились по запасным целям. Шесть машин из десяти, в том числе и самолет комбрига Водопьянова, долетели до Берлина и сбросили 10 тонн бомб.

При возвращении на ТБ-7 Водопьянова вышел из строя двигатель. Самолет совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой немцами, на лес. Самолет был разбит, экипаж не пострадал, смог перейти линию фронта и вернуться в часть.

За налет на Берлин Водопьянов получил благодарность от Сталина и… отставку ввиду больших потерь. Командование дивизией принял полковник Александр Голованов, в будущем главный маршал авиации и командующий Авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного главнокомандования. Водопьянов остался в дивизии в качестве рядового летчика.

В 1941–1943 годах воевал в составе 432-го и 746-го авиаполков дальнего действия. Был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени. В апреле 1943 года ему присвоено звание генерал-майора авиации. До конца войны выполнял боевые вылеты.

После Великой Отечественной Водопьянов продолжил службу в полярной авиации. В 1948-м участвовал в организации научной станции «Северный полюс-2», а также был задействован в секретной военной операции в интересах Дальней авиации. Для доставки атомной бомбы до потенциального противника предполагалось создать базы дальних бомбардировщиков на Арктическом побережье СССР. Помимо этого во льдах Арктики, в том числе в районе Северного полюса, планировалось создать так называемые аэродромы подскока. В рамках проработки этих планов Водопьянов совершал экспериментальные взлеты и посадки стратегического бомбардировщика Ту-4 на ледовые аэродромы.

В 1949-м награжден четвертым орденом Ленина. Сейчас известно, что его новым подвигом была посадка на Южном полюсе, но ранее это событие было засекречено.

Летную работу Михаил Васильевич завершил в 1954 году. Медицина была неумолима: Водопьянову запретили летать. Но он продолжал жить авиацией, писать о своей летной работе, о товарищах и сослуживцах, о боевой работе в составе Дальней авиации. Гениальный летчик вскоре стал признанным писателем. Он автор 32 книг и 5 пьес.

Легендарный летчик завершил свой земной путь 11 августа 1980 года и похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.