Продажи алкоголя в России достигли рекордного уровня: названы причины

В этом году будет установлен абсолютный рекорд по розничным продажам алкоголя в России за последние семь лет. В частности, с января по октябрь население купило 62,5 млн декалитров водки, тогда как за аналогичный период 2017-го, когда впервые появилась официальная статистика, — 54,2 млн. Растущий спрос на спиртные напитки эксперты связывают с двумя основными факторами: усилением у людей тревожности и ощутимым ростом доходов тех, кто работает в определенных секторах экономики.

Фото: Наталья Мущинкина

Всего за десять месяцев 2024 года в рознице было продано 184,2 млн декалитров алкогольной продукции, по данным РАТК (Росалкогольтабакконтроля). Впечатляющие показатели зафиксированы у игристых вин: 16,3 млн декалитров — это на 10,9% больше, чем за январь-октябрь 2023-го и на 61% больше, чем в 2017-м. 

Продажи ликеро-водочных изделий (в эту категорию входят настойки, наливки, ликеры, бальзамы) и другого крепкого алкоголя (виски, ром, джин, кальвадос) составили с начала года 13,2 и 11,3 млн декалитров соответственно. Это на 16,6% и 15,7% больше, чем годом ранее. А вот слабоалкогольная продукция показала серьезное падение — до 11,5 млн декалитров, что на 19,8% меньше, чем за 10 месяцев 2023-го. Причина — майское увеличение акциза почти в четыре раза, до 141 рублей за литр готового напитка, что сделало производство слабоалкогольных коктейлей экономически невыгодным.

«К этим данным следует добавить рост потребления пива (за 9 месяцев 2024 года на 7% к тому же периоду 2023-го), пивных напитков (+13%), сидра, пуаре и медовухи (+15%) — говорит сопредседатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — Ситуация с общим спросом россиян на алкоголь обусловлена двумя фактороми: во-первых, нарастает тревожность из-за ощущаемого людьми (больше на подсознательном уровне, но не без помощи СМИ и соцсетей) усиления напряженности в мире и в окружающем пространстве. Спиртные напитки на время притупляют чувство неопределенности в отношении их личных перспектив. Во-вторых, растут доходы некоторых категорий работающих граждан, что позволяет им больше тратить на алкоголь, в первую очередь, на импортный — на игристые вина, ликеры, виски, другие дорогие виды».

При этом, отмечает Шелищ, привычка к потреблению спиртного формируется значительно легче, чем способность отказаться от него. Соответственно, последствия могут оказаться значительно более длительными, чем побудительные мотивы.

«Статистика, в особенности российская, — вещь лукавая, — рассуждает эксперт по маркетингу крепкого алкоголя, член Гильдии маркетологов Руслан Брагин. — Например, если брать показатели продаж от 2017 года, есть вопросы к их репрезентативности, поскольку внедренная тогда единая система ЕГАИС (по автоматическому учету товарооборота алкогольной продукции и борьбе с контрафактом на внутреннем рынке — «МК».) могла работать не так четко, как сейчас. Семь лет назад далеко не все торговые точки в России были ею оборудованы, менее совершенным было и программное обеспечение. Второе гипотетическое объяснение связано с психологией, с царящими в обществе настроениями тревожности, неуверенности, нестабильности. Хотя, насколько я помню, в период ковидной пандемии, когда уровень тревожности был заметно выше, общее потребление алкоголя выросло не больше чем на процент».

 По статистике, 50% всей выпиваемой в России водки приходится на 20% потребителей алкогольной продукции. Это в маркетинговой терминологии так называемые харддринкеры — то есть, люди, которые любят прикладываться по вечерам к бутылке. Эта категория и обеспечивает основные показатели по динамике продаж. С другой стороны, по словам Брагина, очень многие устали от обычной водки, которой в стране порядка 6 тысяч наименований по ГОСТу. Всё чаще граждане отдают предпочтение цветным вкусовым напиткам — наливкам и настойкам из ягод и трав на основе спирта-ректификата. Плюс, растет популярность ЗОЖ; толерантность к алкоголю падает в молодежной среде, его меньше потребляет старшее поколение. Так что не стоит безоговорочно доверять даже официальным данным относительно розничных продаж. 

В 2023 году потребление алкоголя на душу населения (без учета пива и пивных напитков) составило в РФ 15,7 литра. Это на 4% меньше, чем в 2022-м, но на 9,2% больше, чем в 2018-м, отмечает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Ситуацию он объясняет ростом доходов тех ориентированных на крепкие спиртные напитки россиян, кто занят в оборонном секторе и смежных с ним отраслях. Именно там наблюдается главный рост зарплат в стране — соответственно, работники этих отраслей и члены их семей могут позволить себе покупать больше алкоголя без ущерба для осталюных статей семейного бюджета.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.