Названы риски законопроекта о внесудебном взыскании долгов с физлиц

Минфин подготовил законопроект, который позволит налоговым органам взыскивать с физлиц налоговую задолженность без суда. Мера выглядит радикальной. Во-первых, этот механизм ломает древнюю, сохранившуюся еще с советских лет, практику взыскания исключительно на основании судебного приказа. Во-вторых, он призван одновременно упростить и ускорить вялотекущий процесс сбора недоимок по НДФЛ. Однако простые решения не всегда бывают безупречными и срабатывают в жизни.

Фото: Геннадий Черкасов

 Переход на новый порядок, одобренный на днях правительственной комиссией, принесет в казну 22,5 млрд рублей, оценили в Минфине. Сумма смотрится мизерной на фоне свыше 1 трлн рублей общих сборов НДФЛ в 2023 году. 

По замыслу инициаторов, данная мера, которая вступит в силу с 1 ноября 2025 года, также позволит сократить издержки контрольных служб и снизить нагрузку на суды. Сейчас внесудебный механизм действует только в отношении бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которых в России зарегистрировано 4,23 млн. Но ведь есть еще 10 млн самозанятых, не говоря уже об остальных физлицах. С них Федеральная налоговая служба вправе взыскивать долги только через суд. Контрольные органы подают иски и, получив судебный вердикт, могут изъять необходимую сумму через арест банковских счетов.

Причем заявление подается в течение полугода с того дня, когда человек должен был оплатить сбор и лишь в том случае, если размер недоимки превышает 10 тысяч рублей. В основном такие дела возникают при неуплате НДФЛ, а также налогов на имущество и транспорт. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, по итогам судебных разбирательств взыскивается 99,98% сумм «ввиду установления достоверности и доказанности налоговых обязательств». Но процесс идет крайне медленно: при том, что в суды направляется в среднем 6 млн заявлений в год, средняя продолжительность взыскания задолженности составляет 12 месяцев.

По новому закону, решение о взыскании будет направляться гражданам через личный кабинет налогоплательщика или портал «Госуслуги». Либо — по почте заказным письмом. Сама процедура взыскания будет производиться последовательно: сначала — в отношении денежных средств в банке и наличных, и только затем — имущества. Понятно, что и ФНС, и Минфин заинтересованы в её максимальном ускорении, но у ситуации есть и свои риски. Например, вероятны технические ошибки, сбои в базе данных, чреватые возникновением искусственной задолженности. У налоговиков появится больше возможностей для злоупотреблений. Кроме того, в суде у налогоплательщика всегда есть шанс выиграть дело, пусть крошечный. Сейчас даже его не останется.

«Мера нацелена на то, чтобы собрать в бюджет дополнительные деньги, хотя озвученная сумма в 22,5 млрд рублей относительно невелика, — считает главный аналитик Neomarkets Олег Калманович. — Упрощение процедуры позволит быстрее и дешевле взыскивать небольшие суммы налоговой задолженности. Это снизит нагрузку на судебную систему и уменьшит расходы на административные процессы. Однако могут пострадать граждане: при наличии долга деньги могут быть списаны без длительных разбирательств».

По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, каждый новый способ, позволяющий наращивать поступления в бюджет, безусловно актуален на фоне роста государственных расходов. Однако, на практике механизм внесудебного взыскания столкнется с рядом сложностей, например, с необходимостью согласования данных, их точной интеграции. Налоговые органы должны будут оперативно взаимодействовать с банками, работодателями и другими структурами для списания средств. Любая ошибка в этом процессе чревата проявлениями социального напряжения.  

Ещё один подводный камень — использование судебных приставов, отмечает Деев. Хотя процесс заявлен как внесудебный, функции исполнения все равно будут частично переданы приставам, что может свести к минимуму упрощение процедуры.

«Главный смысл новшества — не в дополнительных поступлениях, а в дополнительных экономии и удобстве, — рассуждает основатель сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев. — Ведь если ежегодно административное делопроизводство составляет свыше 4,5 млн дел, каждое из них даже в случае автоматизации отвлекает ресурсы как ФНС, так и судебной системы. И поскольку такой же механизм давно работает в отношении юридических лиц, его распространение на всех налоговых резидентов — это больше вопрос готовности «железа» (серверов и дата-центров, используемых ФНС) к таким нагрузкам. Что касается физлиц, то рискуют лишь те, у кого нет привычки к управлению личными финансами, то есть, контролю расходов, доходов и сроков платежей, как кредитных, так и налоговых».

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.