Правительство досрочно снимет запрет на экспорт бензина, действующий до конца года. «Сейчас готовятся документы. Это ближайшие дни», сообщил вице-премьер Александр Новак. По словам экспертов, отсутствие официальных разъяснений относительно столь серьезного шага рождает массу вопросов, догадок и спекуляций. Непонятно также, какие риски создает это решение, учитывая два текущих обстоятельств: и оптовые, и розничные цены на бензин продолжают расти, а ремонты на НПЗ ещё не закончены.
Фото: Геннадий Черкасов
Точная дата снятия эмбарго пока не определена и в целом не важна, заметил Новак. «С ценами всё стабильно, ситуация на рынке стабильная, поэтому можно снять ограничения», — сказал несколькими днями ранее глава Минэнерго Сергей Цивилев. Мера, напомним, действует с 1 марта и касается всех зарубежных поставок, кроме стран ЕАЭС. В конце мая власти её временно сняли, а в середине августа — продлили срок действия до 31 декабря. Пояснив, что это сделано для поддержания стабильности на топливном рынке в период сохраняющегося сезонного спроса и плановых ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах.
Но пока расчет (во многом связанный с сезонным снижением спроса) на то, что котировки пойдут вниз, не оправдывается. По данным Росстата на 18 ноября, на российских АЗС бензин АИ-92 стоил в среднем 54,1 рубля, поднявшись в цене на 7,5% к концу декабря 2023 года. Бензин Аи-95 подорожал до 59,31 рубля за литр, на 7,9%. Для бензина марок Аи-98 и выше годовой рост составил 17,8% (80,95 за литр). Таким образом, розничные цены оказались выше официальной инфляции, которая с начала года увеличилась на 7,41%.
«Хотелось бы услышать больше резонов и от куратора ТЭК Александра Новака, и от Минэнерго, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Ситуация на рынке остается достаточно запутанной и не вполне благостной. Распространенный чиновничий аргумент, что цены на бензин если и превышают годовую инфляцию, то совсем ненамного, неубедителен. Едва ли каждый день звучат заявления всевозможных ассоциаций розничных сетей, что условия для отмены запрета еще не сложились».
С этим надо считаться, в противном случае мы получим достаточно серьезный скачок общей инфляции, который сегодня никому не нужен. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, инфляция находится на переломной точке, с которой начнется спад. Но эта переломная точка может длится неделями, а то и месяцами. Плодить дополнительные проинфляционные риски — значит обрекать Банк России на единственно возможное в этой ситуации ужесточение монетарной политики. Кроме того, отмечает Масленников, есть еще один нюанс, ранее упомянутый Новаком: запрет снимается только для прямых производителей (НПЗ), сохраняясь для посредников и всех прочих участников экспортных схем. Формула выглядит гибкой, но в полной мере оценить ее сложно, поскольку главный момент во всей истории — не цены на бензин, а динамика нефтегазовых доходов. Здесь тоже пока всё неоднозначно: например, в сентябре они уверенно выросли, а в годовом выражении сильно отстают от прошлогодних показателей.
«Весьма вероятно, — рассуждает Масленников, — что, снимая запрет, правительство хочет поправить дела с сырьевыми доходами. Тем более, что мера будет действовать как минимум в зимние месяцы, когда многие автовладельцы ставят свои машины «на прикол». А дальше что? Ведь потом спрос на бензин опять будет расти, и ближе к лету люди начнут больше ездить, и придется наступать на те же грабли. Можно также предположить, что решение связано с некими обязательствами внешнеполитического характера, перед партнерами России из дружественных стран. Но это, скорее, из области спекуляций. В целом мы видим паллиативный шаг, который не меняет ситуацию с предложением бензина ни на внутреннем рынке, ни на экспорт».
На взгляд руководителя департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александра Шнейдермана, правительство руководствуется двумя соображениями. Во-первых, при курсе свыше 103 рублей за доллар экспорт бензина очень выгоден для российских компаний и, следовательно, для бюджета из-за высоких налогов.
Во-вторых, необходимо менять ситуацию с валютным курсом, который власти постараются вернуть в комфортный для экономики коридор в 90-100 рублей за доллар. Одна из причин ослабления рубля — это небольшая разница между экспортной и импортной выручкой (менее $10 млрд ежемесячно). Снятие эмбарго на поставки бензина за рубеж увеличит это сальдо, что поможет российской валюте укрепиться.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.