«Теневой» флот России попал под новые санкции Запада: снизятся ли поступления в бюджет

Недружественная Европа продолжает охотиться за «теневым» флотом России, с помощью которого наша страна обходит экономические ограничения Запада и обеспечивает нефтью покупателей всего мира. На этот раз Лондон включил в свой санкционный список 30 танкеров, якобы уличенных в работе на Москву. В очередном готовящемся пакете санкций ЕС вроде бы речь идет уже о 45 подобных судах… Эксперты уверены, что очередные рестрикции ЕС не помещают экспортной политике Москвы, поскольку в российском сырье заинтересованы не только дружественные нам страны, но и те, что провозглашают себя нашими недругами.

Фото: Lars Klemmer/dpa/Global Look Press

Из 30 нефтеналивных судов попавших в обновленный «черный список» Лондона, большинство ходит под флагом России. Восемь кораблей «прописаны» в Панаме, а еще пять — в Габоне. Кроме того, претензии предъявлены перевозчикам из Антигуа и Барбуда, Барбадоса (по два борта), Гвинеи, Сьерра-Леоне, Либерии и Коморских островов (по одному судну).

В британском дипломатическом документе отмечается, что подвергнутые санкциям танкеры за последний год вывезли из России нефти и нефтепродуктов на сумму более $4,3 млрд, причем весь объем сырья был реализован по ценам, превышающим установленный G7 и Евросоюзом потолок в $60 за баррель. Теперь обвиненным в контактах с нашей страной судам будет отказано в регистрации в реестре Великобритании и под угрозой ареста запрещено входить в порты Соединенного Королевства.

Последний список стал крупнейшим аналогичным пакетом санкций, предъявленным танкерам из «теневого» флота России, увеличив общее число кораблей, попавших под рестрикции, до 90 бортов. Объявляя о своих претензиях, глава британского МИД Дэвид Лэмми заявил, что вводимые ограничения послужат призывом Лондона к остальным участникам G7 и Евросоюза усилить давление на Россию. Целью санкций, по его словам, станет намерение Запада «подорвать военную машину Кремля, лишив его доходов от продажи нефти».

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергобезопасности, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, включив в очередной антироссийский санкционный пакет еще 30 нефтеналивных судов, Британия не изобрела велосипед. Ранее внедрение подобного инструмента казалось действительно эффективным способом урезать экспортную выручку России и на некоторое время отпугнуло международные транспортные фирмы, которым принадлежат средне- и крупнотоннажные танкеры. По оценке аналитической компании Kpler, в декабре 2022 года, спустя три месяца после того, как был веден нефтяной потолок, экспорт российской нефти морским путем сократился на 22%. В январе 2023 года ситуация повторилась — поставки «черного золота» из наших портов продолжили сокращаться, а доходы Москвы от зарубежных продаж сырья, согласно подсчетам Международного энергетического агентства, снизились почти на 40%.

Однако в дальнейшем стало очевидно, что выгода от доставки энергоносителей по морю является отличным стимулом для перевозчиков, позволяющим закрывать глаза на угрозы западных правительств. В целом экспорт нефти из России в прошлом году, конечно, сократился, но крайне незначительно — всего на 3,3%.

«С того момента, как участники G7 установили ценовой «потолок» на российские экспортные баррели, число судов, задействованных в экспорте «черного золота» из нашей страны, выросло со 100 до 500-750 танкеров. С учетом морского транспорта, перевозящего как российскую, так и венесуэльскую нефть, которая также находится под санкциями, количество кораблей, так или иначе связанных с «теневым» флотом, может доходить до 1,5 тыс. бортов», — рассказывает Юшков.

Сотрудничающие с российскими производителями судовладельцы, по мнению эксперта, как два года назад, так и сейчас прекрасно понимают, что со временем в любом случае попадут в западные санкционные списки, поэтому все равно продолжают контактировать с Москвой, которая не только хорошо оплачивает предоставленный сервис, но и обеспечивает перевозчиков долгосрочными контрактами.

Более того, владельцы танкеров давно обезопасили себя от возможных претензий G7: они не располагают открытыми банковскими счетами или другой собственностью в американской и европейской юрисдикции. В свою очередь, конечные получатели сырья рассчитываются с Россией исключительно в национальной валюте, что тоже выводит их из-под санкций.

«Занесение Западом очередного перечня нефтеналивных судов в санкционные списки нацелено не на ограничение передвижения или арест танкеров, — объясняет собеседник «МК». — За счет подобной меры «большая семерка» старается поддерживать высокие ставки на транспортировку российской нефти по морским маршрутам. По сути, это ничто иное, как дополнение к ценовому «потолку», который призван снизить экспортные доходы России. Хотя судовладельцы, которые по-прежнему готовы перевозить российскую нефть, идут на этот шаг на добровольных началах, тем не менее, они постараются получить более высокую плату за риск попасть под западные рестрикции».

Как показывает практика, такие прецеденты уже наблюдались и действительно косвенно ударяли по экспортной выручке России. В начале декабря 2022 года средняя ставка фрахта судна для поставок российской нефти из Балтийского моря в Индию выросла примерно в полтора раза — с $14-16 до $20 за баррель. Правда, уже к октябрю 2023 года ставки значительно сдали, просев до $7. Тогда эксперты объясняли обратный ценовой тренд растущими объемами поставок российского «черного золота» в восточном направлении. Еще не отрегулированная система отслеживания передвижения танкеров не позволяла поймать за руку каждого судовладельца, доставляющего отечественное сырье азиатским покупателям. Поэтому количество желающих присоединиться к «теневому» флоту России увеличивалось на глазах, конкуренция в этом сегменте рынка морских перевозок углеводородов росла и цены фрахта снижались.

На рубеже 2024-2025 годов ситуация обещает повториться. Средняя спотовая ставка на фрахт крупнотоннажных танкеров в октябре, когда стали известны подробности новых антироссийских санкций, выросла более чем на 15%. Снизится ли стоимость услуг морских перевозчиков в будущем году — покажет время. Пока статистика свидетельствует, что владельцы судов по-прежнему готовы заходить в российские порты пустыми, а выходить с заполненными под завязку резервуарами. Начиная с января, отечественные производители уже поставили несколько месячных рекордов по отправке нефти за границу. В свою очередь, согласно прогнозу Минэкономразвития, зарубежные поставки «черного золота» из России в 2024 году вырастут чуть менее на 1%

Между тем, ужесточая санкции против экспортных поставок российских углеводородов, Лондон, судя по всему, снова может навлечь на себя гнев национальных налогоплательщиков. Страховые фирмы Туманного Альбина уже давно жалуются правительству, что упускают серьезную прибыль после запрета оформлять полисы на хеджирование перевозок нефти из нашей страны за рубеж. По сведениям Financial Times, если до сентября 2022 года европейские, преимущественно британские компании страховали 95% совокупной морской торговли России, из которой от 60% до 75% приходилось на транспортировку нефти, то в настоящее время этот показатель упал практически до нулевой отметки.

Впрочем, есть подозрение, что лондонские страховые фирмы лукавят, когда утверждают о полном разрыве сотрудничества с экспортерами энергоресурсов из России. Согласно аналитическому отчету Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), главный офис которого находится в Финляндии, с конца 2022 года до ноября 2023 года, то есть, когда ценовой потолок, уже работал, страховщики Соединенного Королевства оформили договора на хеджирование 33% нефти, перевозимой российскими экспортерами на танкерах. Общая сумма сделок превысила 120 млрд евро. Другими словами, английские компании, невзирая на торговые ограничения G7, предоставляли свои услуги находящемуся под санкциями клиенту, экономические связи с которым находятся под запретом Запада. Причем, если верить данным CREA, британцы неплохо зарабатывали, пусть даже через третьи руки хеджируя морские вояжи российских энергоносителей. Расширяя список танкеров, отмеченных санкционным «клеймом», Лондон тем самым лишь снижает доходы собственных страховых организаций.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.