«На Руси веселие пити…»: какие исконные традиции должен сохранять и укреплять Росалкогольтабакконтроль
Ценности и традиции, говорите? Ну, как бы, в нашей стране, так уж исторически повелось, традиции одни — даже христианство было выбрано потому, что эта религия не запрещала спиртное.
Неужели те, кто любят говорить о традициях, плохо знают исторические первоисточники?
Фото: en.wikipedia.org
«Веселие на Руси есть пити, иначе нам не жити» — эта фраза, как известно, принадлежит князю Владимиру.
Согласно содержанию «Повести временных лет», князь произнёс её в разговоре с миссионерами из Волжской Булгарии в ответ на их предложение принять мусульманство. В котором алкоголь запрещен категорически.
Владимир Святославович, как следует из учебников истории, предпочел крестить Русь, но не стал объявлять сухой закон. Потому что, видимо, осознавал, что для нашего человека, «питие» это не просто процесс — это еще и отдушина, возможность хоть как-то примириться с не всегда понятной ему и не совсем оптимистической реальностью.
Хотя последние 25 лет XXI века, если сравнить с минувшим тысячелетием, в России действительно год от года пили все меньше.
Популярность спиртного в стране, согласно данным Минздрава, Росстата и Росалкогольрегулирования, неуклонно снижалась с 2000 года. В 2007-м на душу населения потребляли 11 литров спирта, а в 2017-м — 7 литров. Вдобавок россияне переходили с крепкого и дешевого алкоголя на хорошее качественное вино. Однако в 2023 году показатель востребованности спиртного снова начал расти и достиг восьми литров чистого спирта — рекордного за последние девять лет.
При этом реальное потребление горячительного, как считают эксперты, скорее всего, несколько выше официальной статистики, благодаря распространению суррогата.
Потребление в регионах за последние два года тоже выросло на 25-30 процентов. Даже на Северном Кавказе, которому это вообще не свойственно, стали выпивать чаще, при этом на душу населения старше 15 лет приходилось 0,4 и 1,7 литра чистого спирта, чего прежде не было никогда. И это если учесть, что в основном жители той же Чечни, насколько мне известно, предпочитают выпивать не на своей территории, где с этим достаточно строго, а выезжать с подобными намерениями в соседнюю Северную Осетию или на Ставрополье, то есть часть выпитого спиртного просто приходится на другие регионы.
Сейчас субъекты федерации начали почин на ограничение торговли спиртным, объясняя это желанием оздоровить нацию и поднять демографию.
Безусловно, вести здоровый образ жизни прекрасно, и никак иначе. Но с другой стороны, если люди хотят снять стресс, пусть уж лучше они его снимают качественной алкогольной продукцией, нежели самогоном, купленным из подполы, разве не так?
Неужели чиновники реально думают, что те, кто хочет выпить, не найдет для этого способ и возможности — будут тайком развозить спиртное таксисты (как уже было в советские времена), разносить курьеры (это уже новые веяния), станут за бутылками ездить в соседние области, где подобных ограничений нет, или варить бурду и пойло, — вот только первые варианты, которые приходят в голову…
Если уж опять обратиться к исконным традициям, то ни один сухой закон в России добром не заканчивался.
Впервые после князя Владимира он был утвержден Государственной думой Российской империей в начале осени 1914-го года. О запрете на время боевых действий продажи водки. За полгода до этого Николаю Второму представили финансовую программу правительства, в которой было заявлено: «Нельзя строить благополучие казны на продаже водки… Необходимо … принять все меры для сокращения потребления».
Накануне начала Первой Мировой войны органам местного самоуправления императорским указом было предоставлено право по их усмотрению и под их ответственность закрывать алкогольную торговлю. Спиртное оставили только в ресторанах 1-й категории, клубах и общественных собраниях. Ну, то есть явно не для простого люда…
Более 300 тысяч рабочих спиртовых заводов лишились места, стали безработными работники трактиров и прочих питейных заведений.
В ответ в 35 губернских и уездных городах Центральной России прокатились «водочные бунты», толпы разгромили свыше 200 питейных заведений, кое-где полиция открывала огонь по погромщикам. Народ волновала и явная несправедливость, ведь элита спокойно продолжала пить и закусывать ананасы шампанским.
Пострадал и государственный бюджет. Если до сухого закона водочный доход империи составлял 24%, то в 1916 году от него осталось всего 1,5%. Пополняли его выросшими налогами на спички, соль, дрова, лекарства, придумали чайный налог, увеличились пошлины с пассажиров и грузов…
При этом народ без ока государства пить меньше не стал. Зато стал пить больше и хуже. И тогда же еще и пристрастился к разным запрещенным веществам, о которых писал в своих ранних произведениях Михаил Булгаков.
В итоге, для Российской Империи все это завершилось весьма плачевно. Прав был мудрый князь Владимир.
В свое время говорили, что именно сухой закон Горбачёва (второй раз в российской истории) стал одной из причин развала СССР, в том числе как раз и из-за экономики, ведь бюджет позднего Советского Союза также в значительной степени наполнялся алкогольными деньгами…
В общем, за тысячу с лишним лет еще никому не удавалась победить одну из главных российских традиций и скреп без фатальных последствий для государства. Так какого результата хотят добиться сейчас?
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.