Эксперт объяснил, можно ли поджечь банкомат под гипнозом

За прошедшие сутки в Москве и области зафиксировали более 10 поджогов банкоматов и взрывов пиротехники. Аналогичные случаи произошли в других крупных городах страны – Санкт-Петербурге, Красноярске. Как сообщили правоохранительные органы, все преступления были совершены пожилыми людьми по указке телефонных мошенников. Аналогичную статистику приводит и крупный банк. По данным аналитиков, количество попыток поджога административных зданий и банков в РФ под влиянием мошенников выросло на 30% за последнюю неделю. 

Фото: Соцсети

Большинство поджигателей задержано. Ведь это не сложно. В городе, где практически каждый метр просматривается камерами наблюдения, трудно оставаться незамеченным. А тем более – возле банкоматов, где видеонаблюдением оснащены и сами устройства.

Другой схожий факт: на допросе злоумышленники нередко отвечают, что не осознавали своих действий. Поджигали, но словно под гипнозом. Об измененном состоянии сознания говорят и другие жертвы телефонного мошенничества. Во всех случаях, когда уговаривают взять кредит, подписать документы на квартиру, перевести деньги на безопасный счет или передать их курьеру, взрослые, разумные, уважаемые люди действуют как будто в трансе. Так, по крайней мере, утверждают жертвы мошенников. И сами не понимают, как могли решиться на такое.

«МК» поговорил об этом феномене с психологом-гипнологом Евгением Идзиковским. И задал ему первый и главный вопрос в этой ситуации: возможно ли загипнотизировать по телефону?

— Да, гипноз по телефону или по видеосвязи возможен. Я использую такой способ лечения психологических проблем в своей практике. Но есть одно важное условия. Пациент должен сам, добровольно ко мне обратиться. Он должен дать свое согласие и внутренне настроиться, что его введут в гипнотическое состояние и это избавит его от каких-то больших проблем.

Загипнотизировать по телефону без соответствующего настроя невозможно.

— Почему тогда большинство жертв телефонных мошенников рассказывают, что не помнят своих действий? Или же, совершив злодеяние, они не понимают, как такое могло с ними произойти? Они словно выходят из транса.

— Это не транс, а обычный аффект. Жертва действует в состоянии аффекта, поэтому часть ее воспоминаний стирается.

— Но как можно заставить взрослого человека с сохранной психикой направить поджигать банкомат? Да и еще никому об этом не сообщать? Мне, например, сложно представить в этой роли свою маму.

— Преступники выводят жертву из состояния эмоционального равновесия с помощью страха. Они находятся в состоянии сильного аффекта и выполняют чужие указания, потому что на них давят, они очень испуганы. Мне доводилось слышать о таких случаях. Например, звонят родственникам участников СВО и сообщают, что их родной человек в плену. И чтобы с ним ничего не случилось, надо пойти и сделать такие указания. Только никому при этом не сообщать. Конечно, мамы, папы делают все, чтобы не навредить своему близкому, особенно если с ним у них давно нет связи.

— Но для этого мошенникам должны слить базу людей, пропавших без вести. Этот круг ограничен. А жертв телефонных преступников намного больше.

— Да, безусловно. Это точечные удары. Гораздо чаще используется прием стихийного поиска жертвы. Организуются большие кол-центры, операторы которых звонят по всем известным им базам и ищут человека, который поведется на их обман. Работает закон больших чисел.

— Как они определяют такого человека?

— Людей стандартным образом разводят на деньги, а потом запугивают тем, что они финансировали ВСУ. И чтобы это не стало известным, надо сделать то-то и то-то.

— Но здравомыслящих людей не так просто развести на деньги. В чем тогда дело?

— А как цыгане находят своих жертв? Ведь не каждого же можно развести на гадание, а потом обчистить. Цыгане выбирают лиц, которые находятся в эмоционально подавленном состоянии. Так же и киберпреступники. Действуют широким фронтом, а когда находят жертву, то уже от нее не отстают. Нестабильное эмоциональное состояние, тревога. Неуверенность, плохие события какие-то происходят в это время. 

— А есть какая-то категория людей, которые чаще других попадаются на удочку телефонных мошенников? Как пенсионеры, например.

— Нет категории людей априори более внушаемой. Внушаемость определяется эмоциональным состоянием. Например, более других внушаемы беременные женщины. Но тот же человек, но уже в статусе мамы, не будет столь доверчивым. Так же и со всеми. Я скажу, что любой человек может быть внушаем. Из десяти ловушек он отвергнет девять, а на одну попадется. В зависимости от своего состояния.  

Что касается пенсионеров, то эти люди чаще других попадаются в сети преступников, потому что они хуже ориентируются в технологиях, меньше знают какие-то новые распоряжения или правила. То есть хуже социализированы. 

— Как можно осознать, что тебя разводят?

— В каждом случае это индивидуально. Но исходя из житейской практики, не медицинской, я бы посоветовал ни при каких обстоятельствах не сообщать мошенникам коды от СМС и не открывать то, что тебе прямо сейчас пересылают незнакомые люди, позвонившие по телефону. А перед тем, как чем-то воспользоваться, уточнять, куда я могу лично обратиться за получением услуги.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.