Накануне Нового года больных оставили без жизненно-важных лекарств

Два года пациенты с тяжелыми заболеваниями ждали расширения жизненно необходимых препаратов (ЖНВЛП), и вот в августе 2024 года это, наконец, случилось — специальная комиссия решила расширить и перечень, и список препаратов по программе высокозатратных нозологий (ВЗН). Однако буквально под Новый год комиссия сделала пациентам неожиданный «подарок» — неожиданно пересмотрела некоторые свои же рекомендации, исключив несколько жизнеспасающих лекарств из списков. В интервью «МК» сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Ян Власов рассказал, как это повлияет на больных и почему систему пересмотра лекарственных перечней нужно обновить.

Фото: freepik.com

— Ян Владимирович, как выглядит процедура обновления перечня ЖНВЛП? Как часто она проводится?

— Формированием перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечня по программе высокозатратных нозологий занимается специальная комиссия, а утверждает его Правительство России. Согласно постановлению кабмина №871, список ЖНВЛП должен пересматриваться не реже раза в год, однако в последнее время он не пересматривался целых два года.

— Почему перечень ЖНВЛП так долго не обновляли?

— Правительство России актуализировало правила формирования перечней. И медицинское сообщество, и мы, пациенты, были крайне озабочены своего рода заморозкой обновления перечней. Единичные включения препаратов были, но по-крупному перечень не обновлялся два года.

С одной стороны, мы рады, что в этом году комиссия по обновлению лекарственных перечней возобновила работу. Это шанс на получение необходимой терапии для многих пациентов. С другой, многие из долгожданных препаратов не получили нужного количества баллов от комиссии и не попали в списки. При этом они не несут в себе риска увеличения финансирования, зарегистрированы в России, а их безопасность и эффективность доказана. А на последнем декабрьском заседании комиссии и вовсе было принято беспрецедентное решение исключить из готовящегося нового списка ЖНВЛП два препарата, которые ранее были утверждены комиссией.

Эта ситуация нас очень волнует. Неопределенность влияет и на пациентов, и на врачей, которые не понимают, как они будут лечить пациентов новыми препаратами.

— В каких препаратах есть особая потребность с точки зрения внесения в перечень?

Речь идет об инновационных препаратах, которые разрабатываются для пациентов с тяжелыми заболеваниями, например, онкологическими и орфанными, рассеянным склерозом и другими патологиями. 

— От чего зависит окончательное решение, попадет ли препарат в тот или иной перечень?

— Его принимает Правительство России. А вот на каких основаниях и по каким критериям отсеивают тот или иной препарат члены комиссии по формированию лекарственных перечней, мы, пациенты, так до конца и не понимаем. В числе кандидатов на вхождение в списки были несколько позиций, которые, по расчетам фармакоэкономики, могут оказать положительное влияние на бюджет, то есть сэкономить средства. Более того, они обладают сопоставимой или даже превосходящей клинической эффективностью. Это касается препаратов, которые применяются как для лечения как орфанных болезней, так и для лечения широко распространенных заболеваний.

— Как, на ваш взгляд, выглядит идеальная процедура отбора кандидатов на включение в лекарственные перечни?

— Мы считаем, что подходы членов комиссии к принятию решений должны быть понятны и прозрачны. Необходимо пересмотреть критерии формирования лекарственных перечней, сформулировав четкие и понятные правила включения в них инновационных препаратов, в том числе тех, которые пока не производятся в России. В составе комиссии должны быть представители пациентского сообщества — отмечу, что эту инициативу уже поддержал Президент России. Кроме того, нужно изменить имеющуюся практику, когда процесс формирования программы государственных гарантий на будущий год идет без учета принятых решений о включении препаратов в перечень ЖНВЛП. Получается, что все препараты, которые поддержаны комиссией, еще год не попадают в программу госгарантий, и пациенты еще на год остаются без инновационной таргетной терапии.

— Может быть, перечень ЖНВЛП вообще не нужен, а необходимо разработать другие механизмы?

— На данный момент мы не видим необходимости в другом механизме. Считаем, что существующая система формирования лекарственных перечней в целом себя оправдывает. Однако есть очевидные сложности в ее реализации этой системы, поэтому она нуждается в совершенствовании. Помимо уже перечисленного, в пересмотре нуждается требование нулевого влияния на бюджет.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.