Технологический суверенитет, ИИ, латынь и инклюзия: что станет основой просвещения будущего

Новую межведомственную группу по вопросам развития образования в нашей стране создали в Кремле, приказ накануне подписан президентом. Коллектив стратегов возглавили помощник президента Андрей Фурсенко и зампред правительства Дмитрий Чернышенко. В состав высокой комиссии, логичным образом, вошли оба министра образования РФ: руководитель Министерства просвещения Сергей Кравцов и глава Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков.

Фото: ru.freepik.com

Наверное, поэтому рабочую группу по построению образования обозначили как межведомственную. «Образовать межведомственную рабочую группу по вопросам развития системы образования», — сказано на правительственном сайте. В документе также официально утверждены состав группы и Положение.

Сообщается, что группа ответственных лиц займется «организацией разработки и рассмотрения стратегии развития образования, проведением анализа состояния и перспектив развития системы образования РФ». И примется «готовить предложения для главы государства в рамках своего профильного направления».

— Кому-то может показаться, что это некая экстренная комиссия собралась – вовсе нет, – комментирует эксперт в области образования Евгений Серов. – В 2020 году уже была такая рабочая группа. В ее состав тогда входили Татьяна Голикова, Андрей Фурсенко и Сергей Кравцов.

Но мы же понимаем, что с 2020 года многое изменилось. Во-первых, и в главных, приоритетным направлением, в образовании тоже, стало создание национального технологического суверенитета. Во-вторых, ИИ стартовал, цифровизация проникла везде. Понятно, что стратегия развития образования на 10-15 лет вперед должна это учитывать. В первую очередь, должна опираться на национальные, экономические, технологические приоритеты.

Андрей Фурсенко, который 8 лет был министром образования – человек широких, энциклопедических знаний во многих областях, с огромным опытом руководства в промышленности и технологии. Дмитрий Чернышенко – молодой, но уже опытный профессионал, который, как говориться, курирует от правительства у нас «все образование». Отмечу его компетенции в «цифре», в экономике и промышленности.

Министры образования тут, конечно, «на своих местах». И, действительно, логично вошел в новый состав группы Валерий Фальков. Даже со стороны нельзя не заметить, как успешно идет реформа по мягкому переходу к национальной суверенной системе ВО и отказу от бакалавриата. Считаю, что наша «вышка» сейчас отвечает всем вызовам времени, гибко реагирует на изменившиеся обстоятельства. Даже иностранных студентов у нас меньше не стало. В Минобразования тоже накоплен полезный опыт, по возвращению патриотического воспитания, по внедрению цифровой среды, который нужно использовать.

«МК» изучил последние тенденции развития образования: наши и зарубежные, от родителей, учеников, заслуженных директоров школ и мировых светил. И обнаружил ряд интересных интернациональных тенденций.

Модели развития образования, в основном, футуристичные, но есть и тенденция возврата к классике. У нас она выражена в призывах «вернуть все советское»: людей подкупают «понятные учебники» времен СССР, более легкая в усвоении программа, отсутствие тестирований. Общая тенденция – по возвращению в школы классических языков, например, латыни, философии, риторики, изучения искусств (у нас МХК в гуманитарных классах), этики и идей гуманизма.

Но, конечно, в основном образовательные модели устремлены в будущее и описывают ИИ во всех ипостасях. Начиная от уроков и лекций с использованием онлайн-курсы, платформ совместного обучения, адаптивных технологий, очков-шлемов дополненной реальности. И заканчивая полностью индивидуальным дистанционным обучением на дому, с кибер-учителем, виртуальным нейро-преподавателем. Обучение по модульному принципу предполагает отказ от специализации и норм квалификации, образование как набор компетенций. Правда, как итоговую оценку знаний проводить, выдавать аттестаты и дипломы, не сообщается.

Не менее важными, чем цифровые, теоретики образовательной среды XXI века называют такие навыки и черты как критическое мышление, креативность, коммуникабельность. Учебные планы и программы, по их мнению, уже сейчас нужно пересматривать с акцентом на них. А педагогические подходы должны обязательно осуществляться с использованием проектной деятельности, междисциплинарности.

В целом, для профессий будущего, который сменит привычный порядок на рынке труда через 5-15 лет, важны инновации в образовании, высокие технологии, цифровая среда. Менее очевидно, что стратегии развития качественного образования должны включать и гибкие компетенции, инклюзивную и гуманитарную среду, чтобы подготовить студентов и школьников к вызовам нового мира.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.