Авиационная катастрофа с самолетом «Боинг-737» авиакомпании Jeju Air в аэропорту Муан (Южная Корея) могла завершится не с такими трагическими последствиями, если бы при аварийной посадке были соблюдены хорошо известные летный правила. Об этом «МК» рассказал пилот гражданской авиации с 40-летним стажем Владимир Сальников, изучивший видео аварийной посадки.
Фото: AP
Из-за отказа шасси «Боинг» был вынужден сесть «на брюхо». Однако на его пути оказалось препятствие, ударившись о которое самолет буквально взорвался. Погибли 179 человек.
— Да, видно, что пилоты мягко приземлили «Боинг». Но, на мой взгляд, было несколько ошибок. Во-первых, надо было садиться на грунтовую полосу. А второе – они коснулись полосы с большим перелетом, не в начале, а примерно в середине полосы.
И еще. Когда скользящий по бетонке самолет проскакивает перед видеокамерой, я там увидел, что у него закрылки не выпущены. То есть средства механизации крыла не были задействованы.
— Это о чём говорит?
— Если не работает механизация крыла, значит, они заходили на посадку на повышенной скорости. Когда закрылки выпущены, скорость на посадочной глиссаде (траектория снижения самолета при посадке. – «МК») примерно 250 километров в час, в зависимости от посадочного веса. А если на самолете так называемое «чистое крыло», то есть без выпущенных закрылков, то скорость снижения будет уже 350–360 километров в час. На меньшей скорости самолёт просто «клюнет», то есть условно в штопор может свалиться.
С учетом этого скорость южнокорейского самолета в горизонтальном полете над полосой была больше 360 километров в час. В момент касания полосы – примерно 330-320. Коснулся бетонки примерно в середине полосы, а потом с огромной скоростью вылетел за пределы полосы и столкнулся с препятствием.
С советских времен у наших пилотов было правило: при вынужденной посадке, если вдруг по каким-то причинам не можешь выпустить закрылки и другие элементы механизация крыла, значит, посадку надо производить не на бетон, а на грунт. Потому что на грунте сцепление лучше, самолёт быстрее тормозиться будет.
Второй момент. Если в аэропорту, где предстоит нештатная посадка, взлетно-посадочная полоса всего 2000 метров, значит, самолёт в любом случае выкатится за пределы и может разрушиться. Поэтому, если запас топлива позволяет, надо уходить на запасной аэродром, где длина полосы 3–4 километра, чтобы можно было безопаснее сесть.
Если такого аэродрома поблизости нет, командиру воздушного судна предоставлялось право выбрать поле для посадки. Потому что самолёт в этом случае целый останется, не разрушится. У нас в стране такое было в 2019 году под Жуковским и в 2023 году под Новосибирском.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.