Из по-настоящему важных новостей: похоже, скоро мы уже не сможем гордиться способностью «перепить» любую другую народность мира. Недавно зафиксированный рост потребления крепких напитков в стране — «лебединая песня» выходящих в тираж советских поколений, полагают наркологи. А вот те, кто приходят на смену людям, умеющим пить сорока- и более градусное, не только не слишком любят, но уже и почти не умеют пить крепкое. И это, конечно, неплохо… Но как же национальное своеобразие?
Фото: pixabay.com
За 11 месяцев 2024 года в России употребили примерно на 5% больше крепких напитков, чем годом ранее — такую статистику приводит РБК. По отдельным категориям рост еще значительнее — виски россияне выпили в 2024 году на четверть больше, чем в 2023-м, а потребление рома и вовсе выросло почти на треть (наша «родимая» тоже прибавила, но незначительно, меньше 2%).
Вот только способность принимать «на грудь», не зеленея лицом и не падая в салат, при всей этой статистике не растет, а, напротив, падает. Об этом говорят специалисты с обеих сторон: сотрудники баров и наркологи.
— Крепкие напитки идут вверх не сами по себе, а, насколько я могу видеть, в составе коктейлей, — рассказал «МК» Семен, бармен, работающий в одном из заведений центра Москвы. — Конечно, наверняка основной оборот в сетях делают скуфы (слегка запустившие себя мужчины среднего и выше возраста) с бутылочкой на вечер, но те, кто разбирается во вкусах, уже не хотят пить водку в чистом виде. Есть, конечно, любители коньяков и виски — но это такой тяжелый люкс уже потому, что вкус и букет там появляется только у действительно дорогих напитков.
— Коктейли нам еще аукнутся, как бы не пришлось вскоре думать об их запрете, — рассуждает Елена, врач-нарколог в государственной клинике. — Дело в том, что за счет сахара и вкусовых добавок они позволяют обмануть физиологию и ввести в организм больше алкоголя, чем это случилось бы, если пить крепкие напитки в чистом виде. При этом элемент тренировки толерантности к алкоголю отсутствует.
Проблема «молодежи, не умеющей пить» — на самом деле, международная, отметила собеседница «МК». Ушел в прошлое стереотип о том, что пик «алкогольной карьеры» — это студенческий возраст: нынешние студенты в США, согласно статистике тамошнего минздрава, пьют заметно меньше, чем их родители 1960-80-х годов рождения и даже чем «бумеры», рожденные в конце 1940-х — начале 1960-х. Такой феномен наблюдается уже десятилетие.
И даже алкоголизм (и, например, цирроз печени, связанный с ним) теперь становится возрастной болезнью: как недавно заявила Дебби Шоукросс, профессор-гепатолог из лондонского King’s College, с 2019 по 2021 годы число летальных исходов в результате цирроза печени на почве алкоголизма среди женщин от 50 до 74 лет выросло на 38%. Можно сказать «ковид» — но и в предыдущий период, с 2015 по 2019 годы, число таких случаев выросло на 15%.
Итак, молодежь от традиционного алкоголя (прежде всего крепкого) отворачивается — и это было бы безусловным благом. Если бы не одно обстоятельство: именно в молодом возрасте в организме только и может выработаться толерантность к этиловому спирту, которая дает возможность безвредно для человека переносить спиртное.
— Именно в 20 лет организм крайне гибок, способен к таким экстремальным «режимам», — поясняет нутрициолог Федерика Амати. — Без последствий переносить крепкий алкоголь в таком же режиме после 30, а уж тем более после 40 и 50, невозможно.
Воспитать высокую толерантность к алкоголю — то есть возможность без видимого ущерба для самочувствия и работоспособности пить крепкие напитки в значимом количестве — оптимально между 25 и 30 годами, полагает нутрициолог. Именно в этот период наш организм «метаболически гибок» и может научиться быстро наращивать «выпуск» ключевых ферментов, необходимых, чтобы справиться с алкоголем. Ферменты «отвечают» за состояние опьянения и за похмельную интоксикацию.
После тридцати возможности организма в этом смысле плавно снижаются, говорит Амати. А вот после сорока толерантность к алкоголю уже заметно меньше, чем в ранней молодости — что, особенно у женщин, накладывается на гормональную перестройку. После же 60-70 лет состояние стабилизируется, и если толерантность к алкоголю ранее воспитана регулярными возлияниями — она сохраняется. Но вот проблема: в таком возрасте актуальными становятся уже сердечно-сосудистые проблемы, которые возлияния обостряют.
Так что выходит, потребление крепкого алкоголя должно вскоре пойти на спад само собой: те, кто смолоду обучен пить водку и ее аналоги, постепенно выбывают из «большого спорта», а новые поколения учиться этому стали меньше (предпочитая для вкуса разные виды вина и пива, а чтобы «улететь» — коктейли).
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.