В квартире проживающей в Санкт-Петербурге 103-летней блокадницы Нины Сахарновой в новогодние праздники потекла крыша. Бабушке пришлось передвигаться под зонтиком. Везде были расставлены тазы.
Крыша все текла и текла… И никто, судя по всему, не собирался ее быстро отремонтировать.
Как оказалось, проблемы с кровлей в этом доме перманентно длятся последние лет пятнадцать. В шесть раз дольше, чем продолжалась ленинградская блокада!
И все эти годы крышу время от времени чинят. Пока не случился совсем уже потоп…
Но только после того, как внучка ветерана подняла шум в соцсетях и выложила фотографии, питерские власти наконец дали приказ решить проблему…
Фото: Из личного архива
Буквально через несколько дней в январе отмечается очередная 81-я годовщина со дня прорыва блокады Ленинграда. Немного осталось тех, кто ее пережил. Еще меньше тех, кто помнит то время взрослым человеком.
А уж перешагнувших столетний юбилей блокадников вообще единицы.
И очень хотелось бы, чтобы на склоне лет жизнь этих людей оставалась стабильной и комфортной.
Свой 103-й День рождения Нина Георгиевна Сахарнова отметила в ноябре 2024-го года. Эта пожилая женщина известна не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России. Несколько лет назад она стала звездой тик-тока, откровенно поведав в соцсетях о том, как жила во время блокады в родном Ленинграде. К этому ее сподвигла внучка Вероника.
Самое популярное видео блокадницы набрало 18 миллионов просмотров. А общее количество лайков на ее аккаунте перевалило за 11 миллионов.
Стала знаменитой в 100 лет
«Всю свою жизнь бабушка очень неохотно говорила нам, что ей пришлось пережить в юности. Она эту боль держала в себе. Ее много раз показывали по телевизору на федеральных каналах, но она обычно скромно и без показушности отвечала на все вопросы. Я думаю, благодаря тому, что она согласилась рассказать о себе по интернету совершенно посторонним людям, у нее как будто бы камень с души спал», — призналась «МК» Вероника Колдина, внучка Нины Георгиевны.
Фото: Из личного архива
Нине было всего 19 лет, когда началась блокада. Девушка училась в институте киноинженеров, занималась французским языком. Жила с мамой и папой.
Летом 1941-го у Нины появилась возможность уехать в эвакуацию вместе с другими студентами, но она выбрала остаться с родителями. Тяжело болела мама. Да и сама девушка не хотела покидать родной город. «Я так любила Ленинград, буквально приросла к нему. Думала: будь что будет…», — вспоминает сейчас Нина Георгиевна.
А дальше было страшное. Люди падали мертвыми прямо на улицах, умирали во время давки на раздаче хлеба. Дежурили на крышах, чтобы сбивать бомбы-«зажигалки». Хоронили близких.
«Мой прадедушка, отец бабушки, как-то лёг спать и не проснулся, — рассказывает внучка Вероника. — Это случилось в январе 1942-го года. В самую тяжелую первую блокадную зиму».
Отец Нины работал на заводе, который отвечал за обслуживание транспортных сооружений. Накануне смерти он принёс в подарок жене на день рождения «болтанку» — воду с зеленью. А подруга семьи — подарила котлетку, которую чудом удалось достать.
«Мама отдала котлетку папе, он съел ее сразу целиком. А на следующий день умер», — вспоминала Нина Георгиевна.
…В городе почти закончился запас топлива, прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли водопровод и канализация, остановился транспорт…
Заводчане помогли похоронить отца. Сама Нина была в таком состоянии, что не запомнила дорогу к могиле и впоследствии не смогла её найти. Собственно, так было у многих. Ничего не поделаешь. Война!
Когда в январе 1944-го года блокаду наконец прорвали, они с мамой отпраздновали это кусочком хлеба, горячей водой, в которую добавили для сладости глицерин. В 1945-м не стало и мамы.
С тех пор прошло 80 лет. Знаменитостью тик-тока Нина Георгиевна стала в 2021-м году. Ей было уже без малого 100. Никого из ровесников, знавших ее со времен блокадной юности, в живых давно уже не осталось. Самая близкая подруга — на 10 лет моложе, была прикована в постели. Общались они по телефону.
Конечно, годы идут. Пожилая женщина уже очень плохо видит. Недавно перенесла тяжелый перелом и несколько операций. Слава богу, смогла встать на ноги и сама передвигается по квартире, пусть и при помощи ходунков.
В конце прошлого года власти города выделили Нине Георгиевне личную сиделку.
«Очень хорошая женщина и нам нравится, спасибо им. До этого мы как-то ничего и не просили и даже не знали, что нам что-то положено, сами справлялись, — объясняет Вероника. — В принципе бабушка очень скромная. Никогда не попросит за себя. Ей даже никаких подарков не нужно. Хотя иногда бывает смешно. Так лет на 98 ей кто-то из чиновников подарил набор для похода — термос, кружки… Неужели и вправду решили, что она пойдет в поход в таком возрасте? Летом мы ее вывозим на дачу за город, а зимой, конечно, она сидит дома и никуда не выходит».
Как-то внучка предложила Нине Георгиевне спеть вместе и выложить дуэт в интернет. Видео завирусилось. Безо всяких принуждений и «разговоров о важном» тик-токовская молодежь слушала рассказы незнакомой им бабушки о том далеком времени.
Подписчики искренне спрашивали Нину Георгиевну о том, что волновало и их самих: «Как дожить до 100 лет?» «Вы видели людей, которые родились в XIX веке?»…
Спрашивали про пенсию и про деменцию, про жизнь в СССР, про то, как она представляла себе светлое будущее когда-то.
А один из вопросов, который ей задали, как обстояли дела в Советском Союзе с ЖКХ и коммунальными услугами? Не было ли проблем?
Прямо как в воду глядели…
«Боялась за проводку, что коротнет»
Проживает Нина Георгиевна в Калининском районе Петербурга, рядом с «Академической». В 9-этажном доме на последнем этаже. И вот 8 января 2025-го крыша ее дома на улице Верности начала течь.
В Питере последние дни продолжаются обильные снегопады. Закрыты даже аэропорты. Чердак дома Нины Георгиевны, также как ее квартира, весь заставлен емкостями, те быстро переполняются: снег в тепле становится водой и потопом льется вниз.
«Расставили везде тазы, бабушку спрятали от этого наводнения в другой комнате, где посуше, купили ей заранее переносной туалет, сиделка носила еду из кухни — думаем, что же делать? Снег все валит и валит. И уже сильно текло по стене между кухней и комнатой. Понятно, что я очень испугалась прежде всего за проводку, за то, что может коротнуть в любой момент, а еще за то, что пойдет по стенам грибок и в квартире станет невозможно дышать», — продолжает Вероника Колдина.
Она говорит, что не знала, куда обращаться, потому что с таким масштабным ЧП столкнулась впервые.
«Я написала председателю нашего дома, спросила, что делать? Но в ответ получила не очень вежливое: «Вы что, домовой чат не читаете? У нас протечки на крыше». Ок. И что? «Аварийная вам не поможет, ключ им никто не даст». «Согласитесь, это не решение проблемы», — убеждена Вероника.
Питерским журналистам в правлении ЖСК-132 рассказали о том, что крыша этого дома протекала с 2009-го года. В Фонде капремонта объяснили, что их организация занимается ремонтными работами только с 2014 года. А в 2009 году за капитальный ремонт отвечали районные администрации. Они же по сей день могут влиять на сроки проведения работ в том или ином жилом доме, включая его в планы через жилищный комитет Петербурга. Но насколько речь при столь активно текущей крыше идет о капремонте? Ведь, по идее, это острая аварийная ситуация, которая должна исправляться сразу, а не через несколько лет.
Удивительно, конечно: блокада Ленинграда вплоть до его полного освобождения длилась 872 дня. Вся Великая Отечественная война шла 3 года 10 месяцев. За это время советская армия с боями добралась от Москвы до Берлина.
А тут, получается, 15 лет коммунальщики не способны справиться с одной-единственной крышей одного-единственного дома?!
«Женщина из правления так и ответила: не создавайте мне дополнительных проблем, иначе буду отвечать вам отписками. А нам с бабушкой что делать? 9-го января я пошла на работу, звонит сиделка, что ситуация становится все хуже», — негодует внучка ветерана.
Как снежный ком
Все пришло в движение, как только Вероника выложила фото бабушки-блокадницы с зонтиком и в ходунках в сторис. Новость тут же подхватили питерские журналисты, та дошла до губернатора… Уже на следующий день на улицу Верности притащили стройматериалы, понаехали врачи, телевидение, чиновники, за ходом работ лично следил заместитель главы районной администрации.
«Все покатилось просто как снежный ком, — поражена внучка. — Мало того, что бабушке починили крышу. Так еще и снег во дворе соскребли до самого асфальта. Такого вообще не было никогда!!!»
В комментариях жители Санкт-Петербурга пишут, что это далеко не единственная проблемная девятиэтажка в их городе-герое. И что это явно ненормально, что для того, чтобы достучаться до властей, человеку нужно дожить до 103 лет и пережить блокаду.
К слоау, как сообщили в ЖСК-132, следующий капремонт крыши в доме, где проживает Нина Георгиевна, запланирован на 2030–2032 годы, то есть еще через пять лет минимум.
P.S. Кстати, в прошлом году внучке Нины Георгиевны вручили письмо и благодарность из Госдумы для нее и для бабушки за их вклад в активную просветительскую деятельность среди молодежи.
По-моему, это тянет на капремонт всего дома досрочно.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.