В Госдуме заговорили о «культурном коде», который скоро внедрят в образование

Новый год в Государственной думе решили начать с новых дискуссий на вечную тему — тему ЕГЭ. По мнению некоторых депутатов, необходим новый формат экзамена, в который войдут лучшие стороны «системы оценивания знаний из СССР», а также все лучшее из ЕГЭ — и еще что-нибудь новое. Обсуждают и интегральную оценку знаний. Эта тема прозвучала лейтмотивом в декабре на Совете с участием президента.

Фото: Михаил Ковалев

Итак, риторика критиков госэкзаменов не меняется — продолжают говорить о вреде «угадайки». Которой, признаться, лет шесть уже как нет на экзамене.

«Ярые противники» указывают, что ЕГЭ-ОГЭ сдают по 3–4 дисциплинам, а знания по остальным предметам из школьной программы как проверять? Другие привычные «камушки в огород ЕГЭ»: дорогостоящие репетиторы, невротизация детей, дороговизна камер, металлоискателей и прочей техники, которой начинены пункты проведения госэкзаменов. И нечто новенькое в части претензий появилось — требование «комплексного подхода», который позволил бы «оценивать глубину знаний многогранно».

О второстепенности некоторых предметов, таких как литература и география, Путину доложили на прошедшем в декабре Совете СПЧ. Мол, не знают наши дети всего про Чичикова или о том, куда впадает Каспийское море, не ведают. Путин, заметив, что география, литература, история в школе важны, поскольку «формируют культурный код», дал поручение проработать систему интегральной оценки знаний школьников.

Впрочем, оценить все знания школьника скопом не так-то просто. Это признают даже последовательные неприятели госэкзамена, непосредственно работающие в образовании. Например, экс-министр образования РФ Ольга Васильева, известная симпатиями ко «всему советскому». В целом она идею интегральной оценки поддержала: «Итог обучения в школе — результат, которого ребенок достигает по всем предметам, а не только по тем, которые он выбрал на ЕГЭ». Но, признавая правильность комплексного подхода, Васильева отмечает, что ЕГЭ позволяет абитуриенту подать заявление сразу в 5 вузов.

— Отмена ЕГЭ или отказ от него, который, по мнению некоторых, уже происходит, сейчас нецелесообразны, — считает эксперт в области образования Евгений Серов. — Сколько за 25 лет сил и средств вложено в эту систему. И она доведена до ума, стоит только добавить практических и устных заданий. Но это затратно, конечно. Мне кажется, в надзорном ведомстве сейчас горячо приветствуют идею интегральной оценки, потому что она не обременительна, но зато это новое и перспективное поле деятельности. Еще я против того, чтобы делать систему гибридной, звучат такие предложения. Главное, что новый порядок поступления в вузы уже закреплен нормативно. Какую-то дополнительную шкалу, градацию индивидуальных достижений, портфолио к ним еще можно добавить. Все заново перекраивать — не могу себе представить, зачем?..

Другие эксперты тоже говорят о том, что идею комплексной оценки итоговой аттестации трудно «поженить» с ЕГЭ и идеями профильности образования. Есть и другие несостыковки. Например, одна только средняя оценка «по аттестату», а вообще-то именно ее имели в виду в СПЧ, частично нивелирует ЕГЭ как инструмент равных возможностей. Потому что аттестат можно нарисовать, а вот итоги ЕГЭ — нет. Для этого и придумана такая сложная система надзора и контроля. С другой стороны, если успешная учеба по всем предметам отражена в индивидуальных достижениях выпускника, то должна ли превалировать над баллами за ГТО, примерное поведение или общественную работу? Дает ли такие льготы, как приоритетное право у олимпиадников? Как будут вписаны новые преференции в систему отдельной и особой квот, в целевое поступление?

— Работа над совершенствованием портфолио в школах потихоньку ведется, — говорит преподаватель русского языка и литературы, эксперт по ЕГЭ. — Оценки должны играть какую-то роль. Хотя напомню, что есть золотые медали с дополнительными баллами к ЕГЭ, и серебряные тоже вернули. Если об опыте других стран говорить, то где-то только тесты, где-то есть интегральная оценка. Суммируют баллы ЕГЭ со средним арифметическим по аттестату. Учитывают такие показатели, как участие в проектной деятельности, спорт, общественная нагрузка, поведение, командные и лидерские качества, креативность, волонтерская деятельность и участие в разных кружках. Даже освоение ремесел отмечают, это в Японии, например.

Ранее зампред правительства Дмитрий Чернышенко сообщил, что вопрос интегральных оценок в школе будет обсуждаться при подготовке стратегии развития образования на 2036–2040 годы. У руля будущности науки и просвещения кроме Чернышенко стоят помощник президента Андрей Фурсенко, бывший министр образования РФ, при котором и внедрили ЕГЭ. И оба министра образования страны, глава Минпросвещения Сергей Кравцов и руководитель Минобрнауки Валерий Фальков. Известно, что под их началом в составе 14 рабочих групп трудится 650 экспертов. Выдающиеся умы из области образования, бизнеса, институтов развития и органов власти. И примкнувшие к ним ученые, представители педсообщества, общественные деятели и родители.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Первый зампред комитета ГД по просвещению Яна Лантратова:

— Необходимо пересмотреть подход к итоговой аттестации выпускников школ. Использовать ЕГЭ как единственный критерий оценки знаний выпускника на этапе завершения школьного образования неправильно. Проверять знания по отдельным предметам, к тому же на выбор самого ученика, — это подход, который не отражает реальный уровень подготовки и не позволяет оценить выпускника комплексно.

Мы должны помнить, что школа готовит не только к поступлению в вуз, но и к жизни. А жизнь требует не только узкоспециализированных знаний по отдельным предметам, но и умения мыслить критически, работать в команде, решать комплексные задачи. Именно поэтому необходима интегральная оценка знаний, которая учитывает успеваемость по всем предметам, участие в олимпиадах и проектах, результаты творческих работ и, конечно, социальную активность.

Если сохранять ЕГЭ, то только как вступительный экзамен в вузы, но при этом разработать и внедрить систему комплексной итоговой оценки для выпускников, которая даст более полное представление об уровне их подготовки и потенциале. Это позволит объективно оценить успехи каждого ученика и даст выпускникам справедливый документ об образовании, отражающий их реальные достижения. Только такой подход позволит подготовить действительно конкурентоспособных специалистов, готовых к вызовам современного мира.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.