Московские власти объявили, что с 15 февраля в часы пик Московский скоростной диаметр (МСД) станет платным для всех автомобилистов. Этакий компромисс: в декабре эта идея обсуждалась без скидок на время суток. Одновременно в соцсетях широко обсуждается введение платы за въезд на нью-йоркский Манхэттен, и некоторые эксперты уже думают: может, реализовать подобное и в Москве? Технически можно всё — вот только вопрос этот не транспортный, а скорее психологический.
Фото: АГН «Москва»
тестовый баннер под заглавное изображение
Даже странно, что обсуждать платный въезд в центр Москвы начали, отталкиваясь от Нью-Йорка. Во-первых, город ныне нам не дружественный, а во-вторых, в не менее «богопротивном» Лондоне платный въезд действует уже больше двадцати лет, с февраля 2003 года. Впрочем, лет пятнадцать назад и в связи с Лондоном эту идею обсуждали. Однако же, «не взлетело».
Но то — пятнадцать лет назад, а сейчас ситуация другая.
Во-первых, платные дороги. Их стало много, начиная с М4 «Дон» — с ветерком к морю! — и экзотически-дорогого объезда Одинцова, затем М11, М12, ЦКАД и далее везде. Сейчас привычка платить за проезд по дороге у многих водителей сформировалась. А у кого нет — у тех, наоборот, «отросли» рефлексы избегания и игнорирования «платников». Да, есть и те, кто принципиально не ездит по скоростным и платным магистралям, пользуясь дублерами — хотя таких, конечно, мало.
Во-вторых, технологии. Все ведь заметили, что новые платные дороги теперь обходятся без широкой линии дорожных касс? Потому что «техника дошла»: с транспондеров на тех же ЦКАД и МСД деньги списываются прямо сразу, а все остальные… Все остальные лезут на сайт и оплачивают, да поторапливаются при этом — а то штраф за неуплату теперь не 1500 рублей, как до Нового года, а все десять тысяч!
Добавим, что камеры контроля и фиксации уже сейчас готовы «включить» платный въезд в центр Москвы: эти же программно-аппаратные комплексы контролируют соблюдение правил грузового каркаса многочисленными «газельками» и даже тяжелыми пикапами.
Что же до теоретического обоснования — урбанистический дискурс за новейшее время надежно усвоен массами. Накопился и мировой опыт — так, что сейчас можно оперировать примером не только Лондона, но также Стокгольма, Сингапура и ряда других мегаполисов. А благодаря мгновенной обработке больших данных — доступна и эффектная статистика: почти сразу после ввода платного въезда на Манхэттен загрузка ключевых перекрестков снизилась на треть и более!
«Вместо того, чтобы бесконечно вкладывать в строительство дорог, можно эффективно управлять движением, — резюмирует автоэксперт Александр Шумский, один из первых начавших открыто обсуждать перспективы платного въезда в центр российской столицы. — Что важнее лично для вас: предсказуемость, но за плату — или экономия, но с риском неопределённости?»
А вот этот последний тезис немного лукавый: управление ценой позволяет добиться «предсказуемости за плату» лишь при запретительном для большинства водителей уровне цен. Именно поэтому, к примеру, тарифы на подмосковном участке трассы М11, позволяющем добраться до Зеленограда и Солнечногорска в обход химкинских пробок, считаются у населения этих районов Подмосковья абсурдно высокими (в пятницу от Москвы до Солнечногорска проезд на легковушке обойдется от 865 до 1180 рублей, и лишь ночью в 570 рублей). Так же работает ценообразование на обходе Одинцова и проспекте Багратиона.
Пока что тарифы МСД для автомобилистов заявлены намного более «дружественными»: от 5 до 45 рублей, в зависимости от длины маршрута. Немного (тем более что мало кто едет по магистрали из конца в конец, куда чаще через «хорды» срезают путь между районами). Но, во-первых, если ездить по МСД каждый рабочий день, получается не так уж и мало — несколько тысяч рублей в год. А во-вторых, «диаметр» в дни больших заторов тоже встанет, как стоит трасса М11. И от бесплатных пробок платные будут отличаться лишь классовым составом. «Предсказуемость» с социально приемлемыми (не вызывающими массовой ненависти) тарифами не сочетается в принципе.
— Так же, как в случае с новой, более строгой разметкой, платные дороги, за проездом по которым нужно следить, чтобы не попасть на штраф — вызывают фоновое когнитивное напряжение, иначе говоря, невротизируют человека, — говорит психолог Ольга Исаева. — Уже сейчас по большому городу почти невозможно проехать, не пользуясь смартфоном с навигатором. К этому добавится фоновая тревожность от платных дорог: хватит ли денег? Не заехал ли я случайно в платную зону?
В общем, вождение автомобиля, особенно для непрофессионала, станет еще более энергозатратным занятием. И это, похоже, с нами уже в любом случае.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.