7 января (19-го по новому стилю) 1900 года в деревне Глотовка Смоленской губернии появился на свет поэт, прозаик и переводчик Михаил Исаковский — автор легендарной «Катюши», одного из песенных символов Великой Отечественной войны. К 125-летию со дня рождения классика и к предстоящему 80-летию Победы «МК» публикует интервью с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры литературы и журналистики Смоленского государственного университета Оксаной Новиковой.
Залп легендарной РСЗО. Фото: ru.wikipedia.org
тестовый баннер под заглавное изображение
В тени великих соавторов
— Оксана Александровна, почему об Исаковском до сих пор нет тома в серии «ЖЗЛ»? Насколько вообще подробно исследованы его жизнь и творчество?
— Андрей Дементьев отзывался о Михаиле Васильевиче как о человеке «скромном, с тихим нравом, очень милосердном». В стране и за рубежом гремели песни на его стихи, а сам автор как будто оставался в тени. Слава его соавторов-композиторов (М.Блантера, И.Дунаевского) всегда «перевешивала» на условных весах популярности.
К тому же поэт в свой московский период не занимал ответственных должностей, не принадлежал и к так называемой «секретарской» литературе. Он не был, как его самый талантливый ученик и земляк Александр Твардовский, редактором ведущего толстого литературного журнала страны. То есть не находился в гуще литературных событий, не мог «вершить» судьбы авторов. А значит, не обозначился столь весомо в многообразной мемуарной и документальной литературе советского периода. А ведь именно она является важнейшим источником для написания книг, выходящих в знаменитой биографической серии.
Возможно, в будущем такой автор найдется. Тогда для него настоящей находкой станут свидетельства о поэте, опубликованные смолянами в ХХI веке (наиболее полный сборник воспоминаний о поэте вышел в 1986 году). Это прежде всего книга воспоминаний первой жены, дочки и внучки поэта («Воспоминания о М.В.Исаковском и не только…»), публикация И.Н.Рыленковой «Исаковский — Рыленков. Дружба на десятилетия» (альманах «Под часами. 2020. №19. Кн.1), приоткрывающие завесу тайны семейной жизни поэта.
Михаил Исаковский. Фото: smolensklib.ru
Потенциальному биографу Исаковского неоценимую помощь окажут и исследовательские книги. Здесь также ведущая роль принадлежит смолянам.
В советское время у нас регулярно проходили объединенные конференции, приуроченные к юбилеям Исаковского, Твардовского и Николая Рыленкова (русского советского поэта, уроженца Смоленска, участника ВОВ. — И.В.)
— Кто был главным знатоком наследия Исаковского, я имею в виду из земляков?
— Профессор Смоленского педагогического института (ныне СмолГУ) Яков Романович Кошелев. Его книга «М.Исаковский. Страницы жизни и творчества» сосредоточена на теме фольклорной традиции в творчестве поэта. В 2006 году известный профессор-филолог СмолГУ Вадим Соломонович Баевский выпустил монографию «Смоленская поэтическая школа в портретах», посвятив отдельную главу М.Исаковскому. Наконец, в 2011 году в Смоленске был издан необычайно весомый труд в 400 страниц «Моя весна. Неизвестные страницы биографии М.В.Исаковского». Его написал Михаил Наумович Левитин с опорой на редкие документы, обнаруженные в Смоленском областном архиве и Центре документации новейшей истории Смоленской области. Сегодня научным освоением наследия М.Исаковского активно занимаются студенты и магистранты кафедры литературы и журналистики.
— Где сейчас находится архив Михаила Исаковского?
— Внушительный фонд поэта хранится в Москве, в РГАЛИ. Немало материалов есть, как я уже сказала, в смоленских архивах — они хорошо изучены.
— В Смоленске установлен памятник Исаковскому. О каких еще формах увековечивания памяти следует сказать?
— На невнимание земляков к любимому поэту пожаловаться нельзя. В Смоленске одна из центральных улиц носит его имя, есть мемориальные доски в Смоленске и Ельне (на здании 1-й районной газеты), в Литмузее СмолГУ действует постоянная экспозиция, посвященная Исаковскому.
В год 100-летнего юбилея перед Домом работников просвещения в областном центре установили памятник работы скульптора А.Г.Сергеева. Место было выбрано не случайно — в означенном здании до революции располагалась гимназия имени Воронина, в которой недолгое время учился Исаковский (на что указывает памятная доска).
Но, пожалуй, «местом силы» поэта на Смоленщине является музей в селе Всходы Угранского района. Примечательна история его создания. По инициативе Геннадия Самуйловича Меркина (доцента, а впоследствии профессора СмолГУ) в 1984 году на литфаке пединститута возник студенческий отряд «Катюша», который с энтузиазмом стал воплощать на практике идею нового музея имени известной песни. Студенты обратились через центральные СМИ с просьбой присылать материалы для будущей экспозиции. И уже через год уникальный музей распахнул свои двери на малой родине поэта. Расположился он в доме культуры, построенном ранее на личные средства Исаковского (50 тысяч рублей Госпремии 1943 года). С 1997 года переименован в «Мемориальный музей М.В.Исаковского». В музее воссоздан кабинет поэта, хранятся книги с автографами, подлинные фотографии и личные вещи.
Памятник в Смоленске. Фото: ru.wikipedia.org
— Издавали ли после 1991 года в России «капитальные» книги и собрания сочинений Михаила Васильевича? Насколько он востребованный автор в новых условиях?
— Пятитомное собрание сочинений 1981–1982 годов остается самым полным изданием. Выпускались отдельные сборники в 2000 году, к 100-летию поэта в Москве («Чужая земля не нужна») и Смоленске («Сто песен»). Отдельный том стихотворений, поэм и песен Исаковского вышел в рамках смоленского издательского проекта «Смоленская земля в памятниках русской словесности».
Песенное наследие нашего выдающегося земляка имеет непреходящую ценность, стало частью генетического культурного кода русского народа, получило удивительный отклик и сердечное приятие за рубежом (особенно в Китае).
«Гениальный примитив»
— «Катюша» стала одним из символов Победы. Что вы знаете об истории создания этого шедевра? В чем видите секрет успеха?
— Самая известная песня Михаила Васильевича сегодня в сознании людей все более утверждается как народная.
Песня прочно ассоциируется со временем Великой Отечественной войны, но мало кто знает, что впервые «Катюша» прозвучала 28 ноября 1938 года на первом концерте Государственного джаз-оркестра в Колонном зале Дома Союзов в исполнении Валентины Батищевой. Написавший музыку Михаил Блантер назвал песню «гениальным примитивом». Даже он не мог найти четкого объяснения феномену необычайной популярности «Катюши».
В упомянутой книге Кошелева дается интересное наблюдение о зачине «Катюши», проясняющее обманчивую простоту произведения:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…
В зачине три образа (цветущих яблонь и груш, плывущих туманов и реки) находятся между собой в сложном «сцеплении». Цветущие яблони и груши символизируют «весну на родной земле» и «обострение любовного чувства героини». Им угрожают плывущие туманы над рекой — образы из «символики горя и тревоги»: с туманами напрямую ассоциируется похолодание в природе, чреватое уроном растительному миру и грядущими потерями; река издревле воспринималась границей между жизнью и смертью. Такой подтекст «Катюши» неосознанно вызывал у слушателей песни в предвоенные годы тревогу за судьбу своих «дальних пограничий».
— Стали бы произведения Исаковского всенародно любимыми, если бы остались поэзией, не превратившись в песни? И были бы песни настолько популярными, не попав в культовые киноленты?
— Слава Исаковского началась не с известных фильмов, а с сотрудничества с хором имени Митрофана Ефимовича Пятницкого в середине 30-х. По словам нынешнего руководителя хора Александры Пермяковой, песни Михаила Исаковского и композитора Владимира Захарова «Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает…» не просто дали певческому коллективу искомый репертуар, а обеспечили его настоящими хитами, предопределив грандиозный размах популярности хора в 30-е и последующие годы.
Если вернуться к фильмам, то здесь вне конкуренции «Кубанские казаки» (1949 год) с прозвучавшими в них шедеврами «Ой, цветет калина» и «Каким ты был, таким остался» (музыка Исаака Дунаевского).
— Мы уже упомянули о русском фольклоре. А что еще стало почвой, из которой растет дерево творчества Исаковского?
— Его связь с фольклором глубинная и очень органичная. Неслучайно его называли «соловьиным чудом России», «человеком-песней». Сам поэт открыто признавался: «Многие поэтические находки в моих песенных стихах были подсказаны фольклором». Например, песня «Лучше нету того цвету» выросла из частушки, известной Исаковскому с юношеских лет. Автор не прибегал к банальной стилизации и подражанию. Ему не свойственно «механическое» использование фольклорных форм.
Поэт, опираясь на устное народное творчество, находил возможность «подчинять» его актуальным идейно-художественным задачам. Существует и обратный процесс, когда сам фольклор способен «обновляться и обогащаться» за счет того, что привносит в него талантливый автор от себя. Образцом такого творческого взаимодействия для Исаковского служила поэзия Некрасова, и его «Коробейники» в частности.
Говоря об «отцах» поэта в литературе, кроме Некрасова необходимо вспомнить Есенина. Очарование его лирикой наиболее явственно проявилось в ранний, смоленский период.
«Обвинили в пропаганде пьянства»
— Каково место Исаковского в феномене советской «фронтовой поэзии»?
— Вы совершенно правы, говоря о «феномене фронтовой поэзии» (в Германии, например, лирических песен почти не было). И в ней Исаковский занимает особое место. Большинство поэтов остались в памяти современников и последующих поколений каким-то одним произведением: А.Сурков — «Землянкой», А.Чуркин — «Вечером на рейде», Е.Долматовский — «Лизаветой», В.Агатов — «Темной ночью», А.Фатьянов написал «Соловьёв», а Л.Ошанин «Эх, дороги».
Но чтобы один автор создал сразу столько знаменитых песен о войне, да еще и разных жанров, — таких примеров, кроме Исаковского, мы не найдем. Уже в 1941 году он пишет маршевую песню «До свиданья, города и хаты…». А позднее появляются лирические песни, сразу ушедшие в народ: «Огонек», «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои, растуманы», «Лучше нету того цвету». А после войны пишутся гениальные строки стихотворения «Враги сожгли родную хату». Очень непростая судьба у произведения, написанного в 1945 году, а напечатанного лишь в 1946-м. Где боец прошел всю войну, дошел до Будапешта, а на родине, как оказалось, его встречать некому:
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок…
Исследователи отмечают в произведении наличие острого сюжета, драматизм и эмоциональность повествования, сочетание лирического и эпического начал, ориентацию на фольклорную (образ «перекрестка двух дорог» связан с былинными сюжетами, богатырями, находящимися на перепутье) и христианскую (тропы «бутылка горькая», «вино с печалью пополам» и количество строк 40 отсылают к тризне — обряду поминовения усопших) традиции. Да и слова здесь «тяжело падают», будто придавленные «горем и неимоверной усталостью». Но когда стихотворение напечатали, Исаковского обвинили в проповеди отчаяния и пессимизма и даже в пропаганде пьянства… А победное шествие песни началось в 1960 году, когда Марк Бернес исполнил ее на одном из концертов и ветераны стоя и со слезами на глазах приветствовали ее громкой овацией.
Для меня военные песни Исаковского по значимости уступают только «гимну» Великой Отечественной войны — «Священной войне» В.Лебедева-Кумача.
— Изучали ли вы военный отрезок биографии юбиляра?
— Сам Исаковский не был на фронте (он с детства страдал сильной близорукостью). С 1941-го — в эвакуации в Чистополе. Кстати, очень бедствовал: в январе 1943-го хор Пятницкого при поддержке Твардовского и Фадеева организовывали ему продуктовую посылку, чтобы поддержать физические силы поэта. Однако и в таких тяжелых условиях Исаковский продолжал творить. Уникальная способность проникаться насущной темой, мастерски погружаясь в предлагаемые обстоятельства, обеспечили ту правдивость произведений, в которой ни разу не усомнились фронтовики.
Фото: ru.wikipedia.org
— У вас есть личный рейтинг главных произведений Исаковского?
— Для меня он выглядит так: «Катюша», «Враги сожгли родную хату» и «Одинокая гармонь». Последнюю песню и сегодня можно услышать в исполнении современных известных артистов, и им она по сердцу, как и многим предыдущим поколениям.
— И напоследок самый драматический вопрос… Можете ли вы объяснить причины постепенного разрушения эмпатии, при условии, что после пережитых народом ужасов прошло достаточно много времени? Считались же «нормальными» страшилки в духе «дети в подвале играли в гестапо», хотя сегодня невозможно вообразить подобное на тему ДНР? И даже «враги сожгли родную хату» стало каким-то неведомым образом чуть ли не ироничной фразочкой, хотя вряд ли кому-то захочется шутить после фильма «Иди и смотри».
— На это есть объективные причины. Для предыдущего поколения ветераны Великой Отечественной были не какими-то абстрактными фигурами, а живыми участниками и свидетелями страшных событий. Нас воспитывали дедушки и бабушки, которые были на фронте или ковали победу в тылу. Мы знали о таких героических личностях, живущих в семьях друзей наших родителей. Мой научный руководитель, профессор Виктор Васильевич Ильин, большой знаток смоленской литературы, рассказывал, что ему пришлось пережить, находясь на оккупированной немцами Смоленщине. На всю жизнь запомнилась ему пытка ожидания смерти, когда его вместе с другими односельчанами фашисты закрыли в одной из деревенских хат, готовясь сжечь; спасло лишь то, что, испугавшись утренней бомбежки, они выпустили женщин и детей.
Сегодня же временная дистанция, отделяющая нас от ВОВ, увеличилась многократно. Но для молодых и совсем юных это уже история. Значимость события осознается, но для них оно уже где-то в ряду Куликовской битвы и Бородинского сражения, наверное. Этим, вероятно, и объясняется бытование детского фольклора на героическую тему.
В отношении к СВО — совсем другая ситуация. Происходящее затрагивает каждого. Когда дети пишут сегодня конкурсные сочинения о любви к Родине и служении ей, они обязательно приводят реальные примеры. У многих отцы и братья воюют, а кто-то и отдал жизнь за Отечество. И ерничанье или шутка на такую животрепещущую тему воспринимались бы всеми поколениями как кощунство.
Но через призму героизма сегодняшних участников СВО приходит истинное понимание свершенного нашим народом в Великой Отечественной. А значит, становится ближе и понятнее то, о чем писал Исаковский. Вспомним хотя бы поразительные строки из его песни «Прощание»:
И родная отвечала:
«Я желаю всей душой
Если смерти — то мгновенной,
Если раны — небольшой…
Эмпатия возникает, когда происходит эмоциональный отклик на происходящее, когда оно напрямую затрагивает родных и близких. А далее — следующий шаг: сопереживание соотечественникам, выстоявшим в той войне. Об этом, кстати, говорит факт востребованности литературы об Отечественной войне среди участников спецоперации. Поэтому в соединении «цепи времен» роль наследия М.В.Исаковского трудно переоценить.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.