«Стерилизация прописана в законодательстве, что противоестественно»: врачи предлагают пересмотреть доступность процедуры

Власти продолжают заботиться о репродуктивном здоровье россиян. Следующий метод, пользу и вред которого предлагается обсудить, — это добровольная медицинская стерилизация.

«Очень часто семья, которая делает свой выбор в пользу стерилизации, потом жалеет о сделанном выборе», — объясняет причины интереса к этой теме директор департамента медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава России Елена Шешко.

Мы выяснили, кто и как часто выбирает метод необратимой контрацепции, а также чем его применение опасно в будущем.

Фото: freepik.com

тестовый баннер под заглавное изображение

Сейчас стерилизация доступна для россиян старше 35 лет или граждан с двумя (и более) детьми, а также тем, кто имеет соответствующие медпоказания.

По данным СМИ, последние годы количество подобных вмешательств выросло. Если в 2010-м операцию по стерилизации сделали 12,5 тыс. женщин, то в 2023 году — уже 15 тысяч человек.

Эти сведения были опубликованы в статистическом сборнике «Здравоохранение в России-2023».

Цифры женской стерилизации, как и статистики по абортам, очень долго оставались в тени. В любом случае рост есть. С учетом в целом снижающегося репродуктивного потенциала нации — это неприятный сигнал.

Почему наши женщины выбирают такой радикальный способ, насколько это вредно для организма и можно ли передумать, сделать обратную операцию и забеременеть снова?

Анне — 45 лет. У нее трое детей. Младшему — 3 года. Старшие — совершеннолетние.

«Третий раз я забеременела случайно. Малыша, разумеется, решили оставить. Когда сыну был годик, я снова оказалась в положении, хотя кормила его грудью и думала, что не забеременею. Беременность оказалась замершей, но с тех пор у меня просто паника началась», — рассказывает женщина.

Она говорит, что к мысли о том, чтобы перевязать трубы, шла очень болезненно. Но другого выхода не видела, так как после внеплановой беременности начались проблемы со здоровьем.

«Оральные контрацептивы при моем состоянии здоровья и возрасте могут иметь последствия, механическую контрацепцию не хотел муж. Мы взвесили все плюсы и минусы и пришли к выводу, что для нас это самый подходящий вариант», — объясняет Анна.

Большинство оральных контрацептивов действительно рекомендованы до 35 лет, в более старшем возрасте есть угрозы тромбозов и возрастают другие риски, спиральный метод тоже подходит не всем.

Кстати, в нашей стране это всегда была исключительно женская тема, хотя мужская стерилизация существует тоже. Но мужчины соглашаются на такую процедуру гораздо реже, чем в западных странах.

«Чаще всего женщинам создают непроходимость маточных труб. Технически эта процедура довольно несложная, недорогая и не калечащая. Утрачивается только репродуктивная функция», — говорит Александр Мохов, доктор юридических наук, эксперт в области медицинского права, профессор.

Стерилизация, впрочем, тоже не 100% гарантия. Известны случаи, когда в США устанавливали через суд отцовство у мужчин, которые давно прошли вазэктомию.

«Да, 100% гарантии эта операция не дает. Что показывает и индекс Перля — коэффициент неудач, отражающий число незапланированных беременностей при том или ином виде контрацепции. В России такое бывает крайне редко, в зарубежной практике осечки встречаются чаще, существуют дефекты вмешательства, если, конечно, полностью не иссекаются маточные трубы», — уточняет Мохов.

Несколько лет назад во Владимирской области девятым ребенком забеременела Амина К. Для женщины это был шок, так как до этого она сделала стерилизацию по состоянию здоровья. По ее словам, она против абортов и поэтому, рожая восьмого ребенка, добровольно решилась на кардинальные меры.

О своем положении Амина узнала на 14-й неделе. Она подала в суд на больницу за некачественно проведенную стерилизацию. Суд встал на сторону многодетной матери и постановил выплатить ей в качестве моральной компенсации 400 тысяч рублей (просила 5 миллионов).

Традиционно считается, что процедура стерилизации необратима. «Если женщина все-таки захочет ребенка, то ей придется прибегнуть к помощи ВРТ — вспомогательных репродуктивных технологий, что стоит недешево», — объясняет эксперт.

«Я думаю, что наши законодатели, поднимая эту тему, заботятся о репродуктивном здоровье нации. И это правильно, так как сегодня на повестке дня встал очень острый вопрос обеспечения демографической безопасности России, повышения рождаемости, борьбы с бесплодием и так далее. Ситуация критическая. А медицинская стерилизация — это контррепродуктивная технология. Она не про охрану здоровья, а совсем наоборот. Хотя она прописана в законодательстве, что, на мой взгляд, противоестественно, — высказывает свое мнение Александр Мохов.

— Но ее же предлагают далеко не всем.

— Я бы сказал, что ее предлагают достаточно активно. Разумеется, есть и медицинские показания к этой процедуре. Их перечень установлен Минздравом, и он достаточно небольшой. Скажем, определенные формы туберкулеза, онкологии, тяжелая форма сахарного диабета. Бывают плановые операции у женщины, связанные с вмешательством на матке. Это одна история. А совсем другая, когда ее предлагают как метод необратимой контрацепции просто потому, что люди не хотят больше детей. 

— В основном речь идет о хирургической стерилизации?

— Да, при ней репродуктивная функция нарушается механически. А есть еще  и медикаментозный метод, его тоже активно продвигают.  Говорят, что не переживайте, если захотите детей, то терапию можно отменить. В отличие от той же хирургической операции. Но у нас он широкого распространения, слава богу, не получил.

— А насколько стерилизация обратима для женщин и для мужчин?  

— Ее делят на обратимую и необратимую. Если мы говорим о хирургической стерилизации, то по общему правилу она относится к необратимой.  Но если потребность в беременности вдруг возникнет, то, конечно, будут предприняты попытки восстановить фертильность, но все это очень дорого, и никакой гарантии нет. Поэтому проще женщину отправить на ЭКО, что неправильно, на мой взгляд.

— Как вы считаете как скоро от обсуждения этой темы у нас в стране придут к ужесточению допуска к стерилизации или ее полному запрету?

— Мне кажется, что прежде всего необходимо менять стандарты для тех, кому доступна эта процедура. Когда они создавались в 90-е годы, молодые люди вступали в брак в 20-22 года и сразу рожали детей, к 35 у них обычно было уже двое. Сейчас возраст брачующихся около 30 лет. А в 35 уже есть возможность провести стерилизацию. Таким образом репродуктивный цикл сильно сокращается. С позиции демографии это, конечно, плохо. Нужно этот возраст увеличить в соответствии с реалиями, к примеру, до 40 лет, и чтобы в семье было не двое, а как минимум трое детей. А дальше это уже вопрос контроля со стороны государства.

В рамках Конгресса по репродуктивной медицине, где прозвучала тема стерилизации, также шла речь о необходимости достичь суммарного коэффициента рождаемости к 2030 году в 1,6 (учитывает количество рождений на одну женщину), притом что в 2023 году показатель составлял 1,41.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.