Легализация иракским правительством браков с девочками, начиная с 9 лет, со стороны кажется дикостью, будто Ирак на пару веков отстал от всего человечества. При том что в мировых масштабах россиянам он сосед: граничит с Турцией, где мы любим отдыхать, и с Ираном, сразу за которым Закавказье и Средняя Азия. И многие сейчас озабочены, не произойдет ли к ним «экспорт» подобного варварства? Пообщавшись с самими иракцами и россиянами, работающими в Багдаде по контракту, мы узнали, как видится «возвращение возраста Аиши» изнутри.
тестовый баннер под заглавное изображение
В формулировке парламента Ирака, принявшего поправки о брачном возрасте гражданок страны, разрешение брать в жены девочек с 9 лет называется «религиозным браком». Если верить местной прессе, сразу после принятого правительством Ирака решения его закрепили делом – 35-летний мужчина женился на 9-летней девочке.
По словам иракских юристов, принятые поправки «дают исламским судам больше полномочий в семейных вопросах, включая заключение брака и развод». А вот правозащитники за пределами Ирака, включая этнических иракцев, предупреждают, что отныне исламский суд сможет выносить решения по всем семейным вопросам, «исходя из их интерпретации исламского права». Что в переводе на простой язык означает полное самоуправство священнослужителей в чужих семейных делах, так как новые правила подрывают иракский же закон «О личном статусе», унифицирующий семейное право и устанавливающий гарантии для женщин. Самые резкие суждения за океаном: там говорят о «легализованной педофилии» и о грядущем экспорте «иракских лолит» в остальной мусульманский мир.
— «Возраст Аиши» — девятилетний возраст девочки — всегда был важен в исламе, — говорит 54-летняя жительница Багдада, по иронии судьбы тоже Аиша. — Мусульмане верят, что жене пророка Мухаммеда Аише на момент их женитьбы было 9 лет, вот почему в новом законе фигурирует именно этот возраст, а в народе его называют «возвращением возраста Аиши». Говорят, когда-то давно в горных селениях и впрямь девочек сватали с этого возраста. Но на моей памяти в 9 лет девочка могла решать, станет ли она «покрываться». Если в 9 лет приняла решение надеть хиджаб, то дальше передумать и снять его ты уже не можешь. Но в прогрессивных семьях прислушивались к мнению дочерей, были случаи, когда девочка не хотела носить платок, и ее решение принимали. К примеру, если она ходила в европейскую школу.
— А теперь могут отдать замуж, даже не спросив?
— Мой дедушка рассказывал, что в его время 9-летних девочек могли сосватать, то есть сговориться с хорошей семьей и знать, что дочь пристроена. Но реально отдавали в этом возрасте дочек только очень бедные семьи, которым помощь жениха нужна была для выживания. Остальные просто сообщали девочке, что она сосватана, невеста, о ее судьбе позаботились родители, поэтому она должна стараться, помогать старшим женщинам по дому, чтобы стать хорошей женой. А в дом жениха невесту отправляли в 16-17, в зависимости от того, как быстро она созревает. За этим следили женщины семьи. Как бы то ни было, наши девочки все мечтают выйти замуж. Считают, что раньше других разбирают самых лучших. А на тех, кого не разобрали до 25, пальцем показывают. Такие уж традиции, они в голове и в семье, а не в религии.
— Но не в 9 же лет!
— До недавнего времени, пока такое было вне закона, если такие сделки и происходили, то держались в тайне. Вероятно, такие никахи (мусульманский брак. – Авт.) проводили «свои» муллы, близкие к семьям жениха и невесты, или щедро ими одаренные. Теперь же, когда это разрешено, такие союзы должны стать прозрачными, ведь это законно, а значит, обряд провести сможет любой имам. Поэтому есть мнение, что таким образом любителей детского тела как раз выводят из тени. Но, как бы то ни было, судьбу девочки в семье решает ее махрам (отец, а в его отсутствие старший брат или опекун, после замужества махрамом становится муж. – Авт.). Если до принятия этого закона 9-летняя девочка, которую отдают замуж – к примеру, ради каких-то материальных благ для ее семьи со стороны ее будущего мужа – или ее, скажем, учительница могла пожаловаться на это в мечети или в какой-то общественной организации. Теперь у них такой возможности нет. Но не удивлюсь, если некоторые иракцы скажут вам, что новый закон означает лишь то, что теперь с 9-летнего возраста дочери ее махрамы могут начинать официальные переговоры о ее будущем с семьями, где подрастают мальчики. Это как бы договор о будущем союзе, вовсе не означающий, что прямо в 9 лет девочку положат в чью-то постель. Любящие отцы сами такого не допустят, а у нас в целом детей любят. Продать дочь могут, если только все совсем плохо.
35-летняя Мадина осведомлена в обсуждаемом вопросе больше других: родилась и выросла на российском Кавказе, училась в Европе, а в Ираке уже несколько лет работает гинекологом по контракту. Другой вопрос, что ее откровения сильно ограничены врачебной тайной и спецификой работы.
— Начну с того, что за эти годы я узнала иракцев изнутри и сейчас мне больно слышать суждения о том, что они «дикие, варвары и нелюди». Конечно, как и везде, люди здесь разные, но есть и прослойка очень хорошо образованных, просвещенных людей, в том числе врачей, что не мешает им исповедовать титульную для своего народа религию. Все они в курсе, что 9 лет – это возраст, в котором девочка только входит в период созревания, а заканчивается он лишь в 15-16 лет. Даже когда проявляются первые внешние половые признаки, внутренние органы ее еще не развиты, не говоря уж о психологическом факторе. Но едва ли кто-то, даже если возьмет такого ребенка в семью в качестве молодой жены, признается, что вступает с ней во «взрослые» отношения. Некоторые говорят, что до 18 лет (брачный возраст для девушек по прежним законам. – Авт.) будут просто содержать ее в своем доме на всем готовом, воспитывая «под себя». И семье девочки, мол, облегчение, одним ртом меньше. Но что я вам могут сказать точно: среди моих пациенток, а они относятся к интеллигентным обеспеченным слоям местного общества, нет тех, кто начал бы половую жизнь раньше 18-20 лет. Они и сами это говорят, и я, как доктор, это вижу. Потому что начатая до полового созревания регулярная половая жизнь, которую и предусматривает замужество, не может пройти для женского организма бесследно. Это триггер к развитию целого ряда женских заболеваний.
— Вы выросли в мусульманском регионе России, знаете настроения изнутри. Как относитесь к тому, что некоторые сейчас опасаются, что «мода» на 9-летних невест переметнется и к нам? Ирак сейчас наладил отношения с Ираном, иракцы стали туда ездить семьями, а значит, однажды приедут и с женами 9 лет. А за Ираном уже Азербайджан и Туркменистан, где большинство населения мусульмане, а там уже и до России рукой подать…
— Да можно так и не усложнять, иракцы с семьями сейчас и в Россию ездят, причем с большим удовольствием. Да, увы, на российском Кавказе часть докатывающихся из внешнего мусульманского мира веяний подхватывают как моду. Но российские девочки в любом случае защищены законодательством РФ, то есть, заподозрив что-либо подобное, вправе бить тревогу и их учителя, и другое вменяемое окружение. Но, насколько мне известно, даже теоретические сторонники ранних браков якобы «по дозволению шариата» при беседе с родителями малолетней невесты разъясняют, что никах может быть проведен, но физиологическая часть брака должна реализовываться только когда организм молодой жены «готов». Но, с другой стороны, кто ж проверит, как это соблюдается? К тому же, такая пара в ЗАГС не пойдет, ограничившись религиозным обрядом.
Российские же мусульмане, отвечая на вопрос о рисках «экспорта варварства», напоминают, что в каждом мазхабе (исламская правовая школа. – Авт.) к вопросам брака относятся по-своему (на сегодня существует 4 четыре мазхаба, названных именами имамов-основателей — Абу Ханифы, аш-Шафии, Малика и Ахмада ибн Ханбаля. – Авт.). В европейской части РФ преобладает школа Абу Ханифа, где уважают волю девушки: ее спрашивают, хочет ли она замуж, и она вправе откладывать свой брак хоть до конца жизни. На российском же Кавказе и в сопредельном с ним постсоветском пространстве распространена школа Шафия, где за девушку полностью отвечает махрам – ее отец или опекун. Считается, что он лучше знает, что нужно для счастья его дочери или подопечной, поэтому может выдать замуж, даже если невеста «пока не поняла, какое это счастье». В этом случае остается уповать за законы РФ (в соответствии со статьёй 13 Семейного кодекса РФ вступление в брак возможно с 18 лет, а при наличии уважительных причин брачный возраст может быть снижен до 16 лет) и на традиционное кавказское чадолюбие, не позволяющее отдать собственное дитя на растерзание. А во всех других случаях государство вправе вмешаться.
— В исламе нет такого, что женщина обязана выйти замуж, но есть то, что она должна быть под защитой, — разъясняет Абдул Хамид, служитель багдадской мечети. – Во все времена до замужества девушку защищают ее отец и братья, а после муж. А пока она растет, защитники присматривают за ней, чтобы она сберегла честь, а заодно и того, кому смогут доверить защиту своей дочери или сестры в будущем. Присматриваются к женихам и их семьях. У нас это быстро не делается, иногда сватовство длится годами: от жениха приходят с подарками, а семья невесты отвечает, что «будут думать». А чем раньше невеста начнет «думать», тем больше у нее будет подарков и предложений – то есть вариантов для выбора. А еще, как сейчас говорят, «пиар» — в среде тех, кто на выданье, слухи быстро расходятся. И скоро все будут знать, что у таких-то растет такая красавица, что сваты уже все пороги их дома оббили, а она все думает, выбирает.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.