В Челябинской области 14 семей проживают в пожарном депо с 1989 года. Люди давно просят о переселении из-за небезопасных для здоровья условий. Народ жалуется на повышенный уровень формальдегида, что повышает риск развития хронических респираторных заболеваний и некоторых видов рака.
Фото: Соцсети
тестовый баннер под заглавное изображение
Жительница дома рассказала о ситуации.
В небольшом городе Касли Челябинской области, который прославился, как центр художественного чугунного литья, проживает 16 тысяч жителей. Среди них бывшие сотрудники ВПЧ-18 (военизированная пожарная часть), которых 35 лет назад поселили в депо для быстрого реагирования в случае пожара на Каслинском машиностроительном заводе. Со временем предприятие преобразовалось в акционерное общество, служебные помещения передали на баланс МВД области, а люди так и остались жить в нежилом здании.
— Мы стояли на учете на улучшение жилья, но наши очереди куда-то испарились, — рассказывает жительница депо Валентина Игнатова. — В 2011 году нам разрешили приватизировать квартиры. Правда, жить в них было невозможно из-за постоянного соседства с гаражом со спецавтомобилями.
В 2023 году, по поручению прокуратуры области, в квартирах провели замеры атмосферного воздуха.
— Выяснилось, что в нашей квартире формальдегид превышал норму в 49 раз, — продолжает собеседница. — У меня экзема на коже третий год не заживает, чем только не мазала. Почки сдают. От формальдегида страдают легкие, развиваются бронхиты. А в депо живет девочка с астмой. Но, несмотря на экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Челябинской области», администрация Касли считала, что квартиры пригодны для проживания.
По словам Валентины, в 1965-1985 дома строили с добавлением в бетон формальдегидов, что ускоряло затвердевание и снижало стоимость строительства. В качестве утеплителя панелей применяли пропитанную фенолом стекловату.
Справка «МК»: «Формальдегид – бесцветный газ с неприятным резким запахом. Пары и раствор вызывают развитие онкологии, воспалительные процессы в почках, гормональные сбои, нарушение работы эндокринной системы, воспаление почек, отек гортани или легких, тяжёлые аллергические реакции и другие заболевания».
Здание депо 4-этажное. Жильцы занимают два этажа.
— Все мы — бывшие сотрудники пожарной части ВПЧ-18, либо члены их семей. Когда-то наша часть охраняла Каслинский машиностроительный завод, который в том числе выполнял оборонные заказ. В случае ЧП на охраняемом заводе, пожарные быстро выезжали и тушили пожар на объекте.
Сейчас уже той пожарной части не существует. Бывшие сотрудники на пенсии, некоторые умерли, в квартирах проживают их дети и внуки.
— Мы прошли много судов, чтобы нас услышали и признали, что в депо жить невозможно. Все эти годы я слышала в свой адрес: Игнатова, вам еще не надоело с жалобами бегать? Помимо формальдегида, в нашем доме нет управляющей компании, отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Кирпичи в стенах здания расходятся, стены разъезжаются. Нет ни детской площадки, ни парковки парковки, ни нормальной мусорки.
Официально здание депо считается нежилым. А вот квартиры только недавно признали непригодными для проживания, благодаря исковому заявлению прокурора в суд. Необходимо расселение. Но переселять людей некуда. В маленьком уральском городке ничего не строится. К тому же из-за статуса здания («нежилое»), его невозможно включить в региональную программу по расселению.
— Жители устали от многолетних разборок, мы поняли, что расселение нам не светит, — добавляет Валентина. — Прокуратура Касли в декабре 2024 года направила в Каслинский городской суд исковое заявление в интересах собственников квартир, признанных непригодными. Обязала администрацию муниципального района выкупить наши квартиры. Но в исковом заявлении не указано, что выкуп помещений должны произвести по стоимости, которую ежеквартально устанавливает Минстрой РФ. Проблема в том, что непригодные для проживания квартиры администрация Каслинского муниципального района намерена выкупать по той цене, которая будет прописана в тексте судебного решения. В выкупную цену по закону должна быть включена стоимость мест общего пользования, убытки собственников квартир в связи с переездом, поиском нового жилья и оформлением на него права собственности.
Люди опасаются, что, в случае отсутствия в тексте решения суда всех нюансов, их права будут ущемлены.
— После того, как мы утратим жилые помещения, у нас должна быть финансовая возможность купить себе другие квартиры, чтобы не остаться на улице, — заключает Игнатова.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.