То, о чем так много писалось и говорилось на исходе минувшего декабря, произошло только сейчас. Наступил наконец год Змеи по восточному календарю. А вместе с ним пришла пора вспомнить о существовании вокруг нас некоторых мест, которым в следующие 12 месяцев предстоит «режим особого внимания». Речь идет о населенных пунктах, связанных так или иначе с символом 2025-го.
Старинное село Шатур в наши дни. Фото: ru.wikipedia.org
тестовый баннер под заглавное изображение
Московский регион отметился несколькими локациями, названия которых имеют прямое отношение к году Змеи.
Неподалеку от поселка Столбовая и одноименной станции Курского направления железной дороги есть деревня Змеевка. А на восточной окраине области находится, по уверениям некоторых краеведов, настоящее «место змеиной силы». Здесь в доисторические времена якобы существовало капище змеиного царя.
Исходя из такой информации, «сакральной столицей» России на предстоящие 12 месяцев следует считать сельцо Шатур, которое расположено как раз рядом с упомянутым языческим объектом.
Корреспондент «МК» обратился за комментариями к эксперту.
— «Шат» — возвышенное место, горка. «Ур» — змеиный царь, или змеиный бог. Именно так расшифровывают данный топоним некоторые из исследователей заповедных мест на восток от столицы, — пояснил исследователь языческих культов Алексей Т. — Древние славяне к змеям относились уважительно. Причем специалисты полагают, что главным объектом симпатий являлись не гадюки, а безобидные ужи: у некоторых племен они выполняли роль домовых — считались защитниками дома от злых сил.
По словам Алексея, в ту давнюю-давнюю пору люди почитали змей очень мудрыми тварями и в быту частенько принимали решения, ориентируясь на поведение гадов ползучих. Кроме того, наши предки приспособились извлекать практическую пользу из близкого знакомства с ними: змеиным ядом удавалось лечить некоторые болезни, им смазывали наконечники боевых стрел… На древних керамических сосудах сохранились в числе прочих и изображения пресмыкающихся. Причем самым распространенным был узор, показывающий двух таких аспидов, которые сплелись друг с другом и повернули головы в разные стороны.
— У язычников, живших когда-то в среднерусской полосе, одним из почитаемых божеств был Ур — змеиный царь. К нему обращались с молитвами об удачной охоте, кроме того, этот змеебог покровительствовал зарождающейся металлургии — добыче и переработке болотной руды.
— В шатурских краях действительно существовало капище?
— Село находится на холме у берега речки Поли — вот вам и подтверждение смысла первой половины его названия — «шат». А среди болот неподалеку краеведы отыскали большой валун. Как он оказался среди торфяников? Загадка. Может быть, странная глыба и использовалась язычниками в качестве символического места для совершения ритуалов поклонения таинственному змеиному повелителю?
Автор этих строк некоторое время назад добрался до почти никому не известного селения, которое находится более чем в ста километрах от Москвы. Надо признаться, пращуры наши нашли весьма надежное место, чтобы укрыть свое божество от чужих глаз.
К Шатуру ведет единственная мало-мальски проезжая дорога — через глухие леса, через заболоченные низины. А дальше, за ним, конец колесного пути: направо пойдешь — в болото и речку упрешься, прямо пойдешь — паутина лесных дорожек запутает-закружит, левее пойдешь — канавы и промоины встретишь.
О существовании самого Шатура напоминают ныне лишь несколько домиков да полуразрушенная кирпичная колокольня Никольской церкви. А ведь было время, когда он являлся «населенным пунктом регионального значения».
— Это одно из самых древних селений в Подмосковье. Первое документальное упоминание о нем найдено в духовной грамоте великого князя московского Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, составленной в 1423 году. Позднее здесь находилась «столица» обширной территории, занимаемой теперь Шатурским и Егорьевским районами. Лет 300–350 назад Шатур числился в Переписных книгах «погостом» (таким словом обозначали тогда административный центр управления несколькими соседними деревнями), — пояснил Алексей Т. — Стояли два храма, куда на праздничные службы собирался народ со всей округи. В XIX веке открыли церковно-приходскую школу с общежитием для учащихся крестьянских детей из отдаленных мест. В селе, неподалеку от которого проходила дорога из Бронниц на Владимир, ежегодно устраивали ярмарки. А вот куда более известный сейчас всем райцентр с похожим названием Шатура гораздо моложе. Рабочий поселок с таким именем появился лишь в 1928 году.
Где-то на том берегу речки Поли скрывается бывшее капище змеебога. Фото: ru.wikipedia.org
К концу XIX столетия былое процветание села Шатур сошло на нет. Давно заросли, утонули в болотах колеи древнего Бронницкого тракта, а новые трассы обошли село стороной. Сгорели церковные и школьные здания, разъехались местные жители… Предпринятые в советские годы попытки промышленного освоения этих мест тоже сошли на нет. От тех времен в окрестностях древнего селения сохранились лишь заброшенные торфоразработки, насыпи давно ликвидированных узкоколеек, зарастающие дренажные канавы.
При изучении подробных карт других российских регионов можно отыскать несколько мест, напоминающих именем своим о зодиакальной властительнице нынешнего года. Правда, почти все эти географические объекты — небольшие поселения, никакими особо значимыми достопримечательностями не обладающие.
Самый крупный из «тезоименитых» населенных пунктов — город Змеиногорск, центр Змеиногорского района в Алтайском крае. Он был основан в 1744 году и получил имя от расположенной по соседству Змеевой горы. Ее название, в свою очередь, краеведы связывают с большим количеством обитавших там пресмыкающихся. В окрестностях еще с XVIII века начали работать рудники по добыче полезных ископаемых. В том числе золота и серебра. Интересно, что на протяжении почти ста лет эта «вотчина» нынешней хозяйки года являлась одним из основных источников пополнения запасов драгоценных металлов для Российской империи. А при обследовании находящейся в паре десятков километров горы Ревнюхи геологи обнаружили, что в недрах ее скрыты залежи ценного поделочного камня — зелено-волнистой яшмы. Именно из огромной глыбы добытого там в 1829 году минерала была изготовлена «царица ваз» — самая большая каменная ваза в мире. Это уникальное произведение искусства находится в Эрмитаже. Вес яшмовой вазы-гиганта 19 тонн, большой диаметр ее эллипса превышает 5 метров. Вот такой подарок от Змеи мы получили почти два века назад.
Змеиногорск, население которого составляет немногим более 10 000 человек, прославился и еще одним достижением общероссийского масштаба. Как выяснили историки, именно на горнорудном предприятии в этих местах была запущена первая отечественная «чугунка». Ради удобства транспортировки добытой породы умельцы во главе с инженером Петром Фроловым и проложили в 1809-м рельсовую колею длиной почти 2 километра, чтобы катить по ней вагонетки с рудой. В движение они приводились лошадьми.
Самым распространенным названием, происходящим от зодиакального символа нынешнего года, оказалось Змеево. Села и деревни с таким именем есть в Ивановской, Новгородской, Тверской, Тульской, Ярославской областях, в Татарстане.
На карте Псковской области можно обнаружить деревню Змеино. Причем расположена она на берегу озера Змеино. А у Ставропольского края свой топонимический эксклюзив: поселок Змейка под Минеральными Водами.
Зато по территории Республики Коми и соседней с ней Кировской области протекает река, получившая впечатляющее название Кобра. Среди селений, расположенных по ее берегам, есть парочка созвучных: поселок Кобра и деревенька Кобрецы.
Около десятка населенных пунктов в России также причастны к хозяйке наступившего 2025 года, поскольку на их гербах присутствуют змеи. У Змеиногорска, например, их там целых две, да еще увенчанных коронами.
В некоторых случаях пресмыкающееся изображено обвивающим чашу, что образует известный символ медицины, а также, по другой версии, олицетворяет справедливость, милосердие, силу и богатство. Как пример можно упомянуть город Ессентуки, поселок Вольгинский на Владимирщине.
Есть еще одно геральдическое изображение, в котором присутствует пресмыкающееся, получившее ныне особый почет. На гербе Пятигорска, например, есть такая композиция: орел, терзающий змею. В данном случае гад ползучий является воплощением зла и болезней, над которыми одерживает верх могучая птица — символ величия и победы. Ох, вряд ли подобные графические намеки могут вызвать у владычицы 2025-го большие симпатии.
Иной «змеиный» вариант, распространенный в геральдике, — изображение кадуцея (керикона). Эта композиция известна с древних времен. Она представляет собой жезл, обвитый змеями, и является символом примирения, эмблемой коммерции и той же медицины. Такой жезл видим на гербах столицы Бурятии Улан-Удэ, города-курорта Евпатории и соседнего с ним городка Саки… А вот в случае с гербом дальневосточной Находки жезл заменили изображением якоря, «обвитого наподобие кадуцея парой золотых змей». Данная модернизация понятна — это же город-порт.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.