Закон против тазика: россиянам больше не смогут навязывать допуслуги

Депутаты во вторник единогласно приняли в первом чтении поправки к Закону «О защите прав потребителей», запрещающие продавцам навязывать дополнительные товары и услуги. Счет пострадавших покупателей идет на тысячи в год, а суммы навара — на сотни тысяч рублей с каждого обманутого гражданина. Ярослав Нилов (ЛДПР) сравнил поведение представителей мира торговли с рэкетирами из 90-х, которые продавали автомобилистам тазики за бешеные деньги в обмен на возможность доехать до пункта назначения без проблем.

Фото: freepik.com

тестовый баннер под заглавное изображение

В наши дни «тазик» приобрел причудливые формы. Страхование жизни в комплекте к полису ОСАГО или кредиту, выезд мастера на место ДТП как бонус к новому автомобилю, наушники к смартфону, прием у ненужного врача к приему у нужного. «Прикрутить» абсолютно любой товар или услугу продавцы умудряются к чему угодно. Не хочешь — не покупай. Но тогда и то, за чем пришел, тоже не купишь. Или купишь, но гораздо дороже.

Конец грабительским схемам решил положить Роспотребнадзор. Санитарное ведомство разработало поправки в Закон «О защите прав потребителей». Цель — ввести тотальный запрет на любое навязывание дополнительных товаров, работ и услуг.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова, которая презентовала законопроект депутатам, подчеркнула: в отношении потребителей применяются агрессивные методы воздействия, понуждающие к приобретению ненужных дополнительных товаров и услуг.

Яркий пример — излюбленная тактика автосалонов. В шоу-руме вам наверняка покажут машину вашей мечты и предложат уехать на ней прямо сегодня. Но есть нюанс: если хотите «здесь и сейчас», то будьте любезны — купите к автомобилю комплект зимней резины втрое дороже средней цены на рынке, супервпитывающие коврики и расширенную гарантию. Не желаете — не проблема. Вам продадут «голый» автомобиль без дополнительных услуг. Но забрать вы его сможете через полгода.

Похожу схему выкручивания рук потребителям применяют и авиаперевозчики, «зашивая» в покупку билета на самолет полис страхования жизни. Ну а приобретая что-то на маркетплейсе, запросто можно не заметить заботливо проставленные за покупателя галочки и заплатить за ненужный фильтр для чайника, зарядник для телефона и прочую ерунду. 

Поправки вводят принципиально новый механизм, рассказала Анна Попова.

– Законопроект предусматривает прямой запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров, работ и услуг до заключения договора, а также проставление автоматических отметок о согласии потребителя с приобретением дополнительных товаров, – объяснила глава Роспотребнадзора и добавила, что для продажи чего-либо дополнительного понадобится даже не устное, а письменное согласие покупателя. Причем доказывать, что гражданин приобрел нечто в комплекте к основной покупке добровольно, придется продавцу. В противном случае — возврат денег и штраф.

Кстати, санкции за навязанные услуги в КоАП есть. Но они смехотворны: для юрлиц – максимум 40 тысяч рублей. Навар с каждого подвергнутого современным формам рэкета гражданина оценивается в 100-500 тысяч рублей, заметила Попова. Чемпионами по агрессивным формам убеждения являются автосалоны, банки и страховые компании.

Глава Комитета ГД по промышленности и торговле Владимир Гутенев озвучил статистику жалоб потребителей на навязанные услуги. За три года, по которым у думцев есть статистика, рост произошел в три раза. В 2020-м таких жалоб было 1097, в 2023-м — 3197.

В реальности же обманутых покупателей значительно больше.

– Потребитель терпелив, так что статистика лукавая, – заметила Анна Попова.

Яна Лантратова (СРЗП) предложила установить четкий срок возврата денег обманутому потребителю. По мнению Лантратовой, оптимальным будет трехдневный срок.

Ко второму чтению Роспотребнадзор может дополнить законопроект новыми пунктами, добавив в него конкретику, на которой настаивают депутаты. В первом же чтении думцы поддержали запрет единогласно (412 «за»). Глава Комитета нижней палаты по соцполитике Ярослав Нилов (ЛДПР) назвали нынешнюю ситуацию «торговым варварством» и напомнил коллегам историю 30-летней давности, которая как две капли воды похожа на поведение сегодняшних продавцов:

– Вспоминаются случаи, которые особо активно практиковались в 90-е. Рассказывали те, кто гонял автомобили из-за рубежа к нам в страну. На границе им предлагалось приобрести тазик за пять тысяч долларов. Этот тазик давал гарантию беспрепятственного проезда по определенной дороге. В противном случае можно было просто остаться без автомобиля…

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.