Для человека, который сегодня не учится в школе сам и не учит там своих детей, аббревиатуры ОДКНР и ОРКСЭ звучат пугающе — похлеще абырвалга. Между тем первое — это всего-то «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а второе расшифровывается как «Основы религиозных культур и светской этики». И это одно и то же — сравнительно новая дисциплина… которую, впрочем, в Минпросвещения уже предлагают отменить. Точнее, интегрировать в курс краевой истории.
Фото: АГН «Москва»
тестовый баннер под заглавное изображение
Один из главных защитников «Основ изучения религии и традиций народов России» в качестве отдельного школьного предмета — помощник президента и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. По его мнению, предмет хороший, просто «не сформирован до конца». Если точнее — уроки зачастую ведут «непрофильные» педагоги, а учебник написан только для 5-го класса. Но если эти нюансы исправить, то идея будет нести пользу.
Раскритиковал исключение ОДКНР из школьной программы и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он напомнил, что предмет появился в школьной сетке не сам собой, а «в связи с договоренностями, достигнутыми в 2009 году между патриархом и Президентом РФ». И вообще он необходим для духовно-нравственного воспитания школьников.
Впрочем, большинству россиян этот предмет известен под упрощенным названием: «Основы религии». И, когда он только появился в школах, наделал много шума. Главной претензией тогда называли «навязывание православия», реальное или мнимое, и родительские чаты разрывались от возмущенных комментариев.
Ныне сообщается, что в 5–7-х классах курс ОДКНР и ОРКСЭ планируют интегрировать в «Историю нашего края» с начала следующего учебного года.
— Формально такие дисциплины не входят в список обязательных предметов, — говорит преподаватель, методист Анастасия Гордеева. — Но и необязательными вроде второго иностранного языка или «Финансовой грамотности», например, эту дисциплину нельзя считать. Она должна стоять в учебном плане точно так же, как «Труд», «Черчение» или МХК (мировая художественная культура. — Прим. «МК»). Преподавание дисциплины — модульного типа, и модуль можно выбрать самой учебной организации. Вообще, в 2022 году структура образовательной программы в школе поменялась, это связано с профильностью, приоритетом естественно-научных дисциплин.
Впрочем, по словам методиста, нельзя отрицать, что в школе всегда были предметы более легкие и более сложные.
Однако нельзя забывать о том, что за последние годы духовно-воспитательных дисциплин в расписании тоже прибавилось. Это час РОВ («Разговоры о важном») по понедельникам, а также «Мир профессий», где с детьми говорят об их будущем. Возвращены в школу «Труд» и элементы «защиты Родины» (ОБЗР), история меняется по всем линейкам с преобладанием «Истории России». В региональных и не только школах в расписании можно встретить «Семьеведение» или его аналоги: «Азбука счастливой жизни», «Нравственные основы семейной жизни» под патронатом РПЦ. Так что остается вопрос: школа ближайшего будущего — это скорее «про образование» или «про воспитание»?
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.