Долгое время подземные автопарковки в новых жилых комплексах оставались «нежеланным ребенком» у большинства столичных девелоперов. Однако в минувшем году ситуация в этом сегменте рынка коммерческой недвижимости кардинально изменилась: из-за всплеска покупательской активности парковочные места в новостройках серьезно подорожали. Причем практически во всех сегментах.
Фото: АГН «Москва»
тестовый баннер под заглавное изображение
Несколько лет подряд сегмент подземных паркингов пребывал внутри МКАД в «спячке». В последний раз заметное оживление наблюдалось год назад, когда Москву накрыла серия мощных циклонов. Однако снегопады ушли, а спрос на них остался.
«В 2024 году спрос на машино-места в новостройках рос быстрее, чем на квартиры», – заявил «МК заместитель генерального директора по продажам и digital-маркетингу компании MR Group Леонид Савков. По его словам, с одной стороны, проявился эффект отложенного спроса после рекордного числа сделок на рынке первичного жилья в 2023 году. С другой, на фоне дорогих кредитов клиенты с небольшими накоплениями совершали наиболее доступные инвестиции для сбережения средств. А типичное машино-место в новостройках Москвы стоит ровно в 10 раз дешевле среднестатистической квартиры.
Подобную точку зрения разделяет и управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов. По его оценке, рост предложения машино-мест на первичном рынке столицы за год составил менее 4%, тогда как число квартир в продаже увеличилось на 10,5%, но подобной диспропорции удивляться не стоит. В 2024 году в Москве стартовало 67 проектов, а на начальном этапе реализации застройщики зачастую воздерживаются от продажи машино-мест. «Компаниям важно, чтобы возник отложенный спрос среди клиентов, которые уже приобрели жилье в комплексе. В премиум-классе объем предложения машино-мест за минувший год заметно сократился. Это связано исключительно с их востребованностью», — пояснил аналитик.
По его данным, на первичном рынке «старой» Москвы по итогам 2024 года было представлено 13 052 машино-мест. За год объем предложения вырос на 6,2%. В разрезе сегментов экспозиция машино-мест выглядит следующим образом: в массовом сегменте продавалось в конце декабря 3528 лотов (+68,5% за год), в бизнес-классе – 7713 лотов (-6,3%), в премиум-классе – 1295 лотов (-25,2%), в элитном сегменте (без учета закрытых продаж) – 517 лотов (+122,4%). Средняя стоимость предложения машино-мест на первичном рынке «старой» Москвы по итогам 2024 года достигла 3,65 млн руб. За прошедший год показатель вырос на 6,1%. В разрезе сегментов средняя стоимость парковочных пространств сегодня выглядит следующим образом: в массовом – 2,51 млн руб. (+7,3% за год), бизнес-классе – 3,73 млн руб. (+11%), премиум-классе – 3,65 млн руб. (+1,1%), элитном сегменте (включая делюкс-класс) – 10,37 млн руб. (-30,3%).
Самое доступное парковочное пространство на рынке новостроек столицы стоит 1,22 млн руб. (за 13,3 кв.м), самое дорогое – 30,4 млн руб. (за 24,9 кв.м).
«В 2024 году за счет всплеска покупательской активности произошло серьезное удорожание парковочных мест в новостройках практически во всех сегментах. Средняя себестоимость машино-места в подземных паркингах новостроек сегодня превышает 2 млн руб., – рассказал «МК» коммерческий директор ГК «Основа» Игорь Сибренков. По его мнению, строительство паркингов весьма затратная статья расходов для девелоперов и их маржинальность ниже, чем у квартир. При этом оптимальный коэффициент обеспеченности машино-местами – важное конкурентное преимущество и в первую очередь обеспечение комфорта для будущих резидентов комплексов.
Интересный момент: все чаще столичные застройщики различных сегментов предусматривают в подземных паркингах зарядочные станции для электрокаров, мотоместа, семейные машино-места. В премиум-классе представлены даже проекты с эксклюзивными сервисами на территории паркинга и у входов (въездов) в него – валет-парковщики и беллмены. «Естественно, такие опции требуют дополнительных затрат, однако они обеспечивают максимальный комфорт собственников и подчеркивают их высокий статус, за что покупатели готовы переплачивать, – подчеркивает коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев.
По подсчетам Сырцова, покупатели новостроек «старой» Москвы в 2024 году приобрели по ДДУ (с физлицами, без учета уступок) 16 122 машино-мест, что на 22,5% превосходит результат 2023 года. Эксперты ожидают, что в наступившем году на территории «старой» Москвы объем продаж подземных парковочных мест будет не меньше, чем в прошлом.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.