Основатель DeepSeek Лян Вэньфэн не задумывается об этической стороне искусственного интеллекта. Он просто устроил крах на американской бирже, представив свою разработку. Мир вздрогнул, поняв, что ИИ можно, грубо говоря, «сделать на коленке» без ущерба для его возможностей. Основным же пугающим фактором является само название «искусственный интеллект», но его невозможно сравнить с человеческим, это вообще о другом, считают специалисты.
Фото: freepik.com
«Сейчас все чаще можно услышать об искусственном интеллекте, везде он применяется и все как один его развивают. Будущее рождается на наших глазах, и наши дети уже будут жить в полностью автоматизированном обществе. Работать будут роботы, а человек будет только отдавать приказы. С поправкой на современность слово “работа” надо заменить на “контент”. Такова расхожая точка зрения, которая ничего общего не имеет с действительностью, — уверен IT-специалист Василий Пробылов. — Подобные мысли одолевали человечество и в 60-х годах, когда только еще появилась аббревиатура ЭВМ, но как и тогда ожидания оказываются завышенными. Можно начать, например, с того, что то, что сейчас называется искусственным интеллектом — это просто очень сложный алгоритм, который к интеллекту, в смысле воссоздания человеческого разума, не имеет никакого отношения. Более того, этот алгоритм пока не универсален».
Поэтому образы из фантастических фильмов о роботах, порабощающих людей, скорее антиутопия техногенного развития человечества. Вот в Средние века боялись колдунов. От кого же болезни людей и животных, как не от них? На костер — и вся недолга. Но болезни снова возникают. Значит, поблизости есть еще один колдун! Логично? Хотя смешно для человека ХХI века с его знаниями о вирусах, микробах и бактериях.
Поэтому разъяснить ситуацию с этичностью применения ИИ «МК» обратился к интернет-омбудсмену Дмитрию Мариничеву:
— Поздно задавать вопрос, насколько грустно это закончится для человечества. Мир уже пришел в движение, и, конечно, будут проблемы деградации социального и экономического устройства общества. Но никто не остановит разработки искусственного интеллекта, а все эти этические проблемы – лишь завеса тумана, чтобы пугать общество. Но по сути все сводится к тому, чтобы не дать кому-то разработать сверхмощный и разумный ИИ. Потому что это вопрос доминирования в новом глобальном обществе. И тот, кто будет владеть этими системами, будет обладать техническим суверенитетом. И если раньше преобладало мнение, что нужны сверхумные головы, развитие микроэлектроники, финансовые вливания, то сейчас мы приходим к тому, что его можно сделать чуть ли «не на коленке».
Мир меняется. Мы находимся в моменте информационного извержения, по-другому и не скажешь. После него надо будет переформатировать, пересобирать мир, так же, как он был пересобран после каждой Мировой войны. Мир будет переформатирован в ближайшие год-два. И вопрос: кто победит? Или вернее, кто сохранит свой суверенитет нации, который будет базироваться на технических решениях, в том числе искусственного интеллекта, средств его обучения и применения. И многого с этим связанного. Как наличие ядерного оружия для паритета в военных действиях. И это вопрос нашего бытия. Потому что ИИ начинает формировать не только образы и картинки, но и движение людей в социуме. И понимание страны, и понимание самих себя основываются на абстракциях, которые удерживаются путем обучения детей в школе, путем языка, национального мышления. То есть много-много абстракций, которые формируют государство и отношение к нему у его жителей. А на сегодняшний день именно ИИ помогает создавать эту дополненную реальность, и без нее ни о какой нации, стране говорить невозможно. У вас может быть национальность, но не быть нации, если вы не контролируете этот мир образов. Поэтому это не вопрос этики, а вопрос запугивания общества, чтобы стать первым в этой гонке. Многих людей это не касается, хотя на них влияет. Как война, которую ведут только те, кто на передовой линии. Так и в информационной войне технологические компании, отдельные разработчики занимают эту первую линию. А оказывает влияние это на все общество.
— А правда ли, что мы не сможем сравниться с Китаем и США просто потому, что у нас не хватит энергетических мощностей? Ведь КНР и США параллельно увеличивают свою энергетику.
— Глубоко погружен в эту тему о количестве дата-центров и требующейся для них энергии. Это сродни разговорам о том, что никогда все семьи Китая не будут иметь телефоны, потому что меди на провода не хватит. Но сейчас совсем другая телефония. Или что Голливуд не сможет снимать столько фильмов, потому что серебра на пленку не хватит. А сейчас снимают на цифру. Технологии никогда не стоят на месте.
Вот возьмите, что сейчас случилось с ИИ китайской компании DeepSeek. Они вместо 100 тысяч серверов на видеокартах сделали ИИ на 2 тысячах. И способности такие же, даже лучше. Хотя не до конца еще это проверено. Это не линейное развитие – больше, дороже, мощнее, а путь оптимизации задач. Будет ИИ, который будет потреблять энергии меньше и стоить дешевле, а решать те же задачи, и может быть, даже лучше. Это то, что сейчас произошло. И это вызов, который не просто расстраивает, а дезавуирует систему, когда США печатают деньги и напичкивают ими свою Кремниевую долину. Они стягивают туда лучшие умы своими возможностями финансовыми и техническими. А оказывается, можно те же задачи решить меньшими средствами и светлыми умами в других частях света. И получается, что точек роста много, а не только монополия США. Например, когда-то в Венеции делали зеркала, под страшным секретом держа их технологии. И французский король потратил целое состояние, чтобы украсить зеркалами зал в своем дворце. А потом технологии были раскрыты. И теперь зеркала есть в каждом доме! С ИИ та же самая ситуация, США своими финансами создали монополию, а теперь она преодолена. И любой может стать технологически независимым человеком – обладателем того самого зеркала.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.