Декларируемая Дональдом Трампом новая сырьевая политика рискует привести к заметным изменениям в энергетическом хозяйстве США. Реализация плана вновь избранного президента нарастить добычу нефти своей страны и снизить цены горючего на американских заправках требует как жестких решений в отношении нынешних торговых партнеров, так и проявления лояльности к политическим оппонентам. Не исключено, что в исполнении предвыборных обещаний Трампу помогут подсанкционные страны, в том числе и Россия, которая обладает ресурсами собранного «теневого» флота для перевозки нефти по миру.
Активная деятельность Дональда Трампа в энергетической сфере, развернутая в ходе предвыборной гонки и продолженная после официального выступления в должность президента США, поражает своими масштабами. Сначала он щедро раздавал обещания: производителям — национальным нефтедобывающим корпорациям — посулил финансовую поддержку для увеличения мощностей на 3-4 млн баррелей в сутки, а потребителям — рядовым американским автовладельцам — гарантировал низкие цены моторного топлива на заправках.
Теперь наступило время выполнять взятые на себя обязательства. Новый хозяин Белого дома уже объявил чрезвычайное положение в американской энергетике, подписав ряд указов, направленных на поддержку добычи углеводородов — хотя конкретные суммы так и были названы. Стали лишь известны территории, на которые могут рассчитывать нефтяники. В рамках новой топливной политики Вашингтона, которая сопровождается лозунгом Drill, baby, drill! («Бури, детка, бури»), в распоряжение сырьевых холдингов должны поступить некоторые зоны континентального шельфа и промыслы Национального арктического заповедника Аляски.
Впрочем, судя по всему, Трамп не особенно рассчитывает на возможность резкого роста внутренней добычи «черного золота№, который мог бы привести к снижению стоимости бензина. Во всяком случае, одновременно он призвал крупнейших производителей из числа участников ОПЕК открыть на полную нефтяные краны для насыщения мирового, а, главное, американского рынка доступными энергоносителями. Очевидно, в настоящее время перспективы того, что у Трампа получится обеспечить свой электорат дешевым горючим, выглядят довольно неубедительно. Как полагают эксперты, не исключено, что для реализации задуманных планов ему придется прибегнуть к самым крайним мерам, например, к импорту нефти у попавших под санкции стран. Причем речь идет не только о соседней Венесуэле, сырье из которой регулярно поступает на перерабатывающие заводы Соединенных Штатов, но и у России, в отношении экспорта углеводородов которой с подачи Джо Байдена в январе начали действовать новые торговые ограничения.
Подайте на баррель
США с большим отрывом возглавляет список крупнейших нефтедобывающих стран планеты. Американские компании производят более 13 млн баррелей в сутки. Вместе с тем собственных ресурсов Соединенным Штатам все равно не хватает. Продавая за границу около четверти добытого сырья, американская промышленность ежедневно импортирует не менее 6 млн «бочек». У других лидеров мирового нефтяного сектора ситуация кардинально иная. В частности, Саудовская Аравия и Россия извлекают примерно по 9 млн баррелей в день. При отсутствии импорта как арабы, так и россияне поставляют зарубежным покупателям по 5-6 млн «бочек» в сутки.
Согласно прогнозу управления энергетической информации при Минэнерго США, в 2025 году добыча национальных компаний вырастет относительно скромно — всего лишь до 13,44 млн баррелей в сутки, что явно не удовлетворит озвученные амбиции Трампа.
Потенциал для значительного увеличения добычи «черного золота» у американских сырьевых холдингов несомненно существует. Доказанные резервы нефти в США доходят до 28,5 млрд баррелей, из которых почти треть приходится на Аляску, где содержится 40% неоткрытых запасов Америки.
Правда, большинство отраслевых экспертов не разделяют оптимизма Трампа в отношении резкого скачка производства нефти. Добыча на Аляске в 2024 года составила менее 430 тыс. баррелей в сутки, что составляет лишь 3% совокупного производства «черного золота» в США. Попытка превращения самого северного американского штата в новый Техас, который обеспечивает почти 45% добычи жидких углеводородов страны, окажется весьма дорогим удовольствием. По оценкам ОПЕК, для удовлетворения спроса инвестиции в разведку и добычу до 2045 года должны превысить $11 трлн (по $480 млрд ежегодно). При этом 65% от этого объема потребуется направить в Северную Америку из-за большого размера региона и высокой стоимости разработки нефтеносных песков, а также глубоководных или трудноизвлекаемых месторождений США.
«Формально Вашингтон располагает всеми технологическими новшествами для повышения уровня производства энергоресурсов, — объясняет экономист, директор по внешним связям BitRiver Андрей Лобода. — Загвоздка заключается в запредельной стоимости новых проектов. Трамп заблуждается, считая, что собственный либо зарубежный бизнес ринется вкладывать сотни миллиардов в геологоразведку и освоение северных континентальных или морских месторождений. То же можно сказать о капитальных затратах на строительство инфраструктуры для экспорта углеводородов. Инвесторам будет выгодно предоставлять ссуды лишь при биржевых котировках выше $100 за баррель. А пока до трехзначных цифр нефтяным ценам далеко».
Кроме того, не стоит забывать, что даже в случае привлечения нужного объема кредитных средств, срок возврата инвестиций будет весьма неопределенным, так как от начала работ над проектом до добычи первой коммерческой нефти, как правило, проходит не менее десяти лет. Поэтому, даже при создании всех благоприятных условий, на первых порах американцы будут вынуждены добывать сырье себе в убыток.
«Не трудно спрогнозировать, что при таких обстоятельствах инвесторы крепко задумываются о привлекательности добывающей индустрии Штатов и начнут перенаправить свои финансовые потоки, на которые рассчитывает Трамп, в альтернативные добывающие области», — отмечает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Все больше специалистов энергетической отрасли США склоняется к мнению об отсутствии причин для увеличения производства нефти. Как полагает глава американской сланцевой компании Occidental Petroleum Вики Холлуб, международные торговые площадки перенасыщены излишками «черного золота», а дополнительные баррели, единовременно выплеснутые на рынок, стимулируют сокращение вложений в разведывательные и буровые работы.
«Известно о планах Трампа обрушить мировой нефтяной рынок избытком предложения до $40 за баррель, — отмечает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. — Между тем при таких котировках добыча дорогой сланцевой нефти на территории США станет нерентабельной. Без государственных ассигнований, размер которых не разглашается и, скорее всего, даже не подсчитывался, независимые нефтяные компании окажутся под угрозой банкротства даже при открытом европейском рынке сбыта».
Дешевый бензин из санкционной «бочки»
Исполнение второго предвыборного обещания Трампа — о снижении розничных цен на американских заправках — также пока остается под большим вопросом. Прекрасно понимая, что добиться заметного увеличения национальной добычи нефти в ближайшем будущем, скорее всего, не получится, он пытается реализовать поставленную задачу «чужими руками». Трамп решил обратиться к крупнейшим производителям нефти, входящим в картель ОПЕК, с призывом отказаться от лимитов на производство сырья. За счет введения и продления добывающих квот, участники рынка уже несколько лет регулируют стоимостную конъюнктуру на мировых сырьевых биржах и препятствуют падению нефтяных котировок, удерживая цены на удобной для себя отметке. Отказаться от сдерживания производственных мощностей страны-экспортеры могут в апреле, когда состоится очередное заседание картеля в расширенном составе — в рамках ОПЕК +. Однако еще нет уверенности, что производители согласуют подобное решение. Котировки углеводородов уже несколько месяцев балансируют в районе $75-76 за баррель, редко превышая планку в $80, которая считается целевым ориентиром поставщиков нефти.
Если страны ОПЕК не прислушаются к советам Трампа, новой администрации Белого Дома придется искать альтернативные источники дополнительных объемов сырья. Ситуация усугубляется довольно серьезными геополитическими факторами. Трамп собирается ввести 25-процентные пошлины на товары из Канады, которая является одним из главных экспортеров «черного золота» на американские перегонные заводы. Оттава уже отреагировала на сигналы из Вашингтона и пригрозила полностью остановить отгрузку нефти в США. Более того, глава МИД Канады Мелани Жоли предупредила, что вводимые пошлины на товары из ее страны поставят США в еще большую зависимость от поставок из подсанкционной Венесуэлы. Дело в том, что многие американские нефтеперерабатывающие заводы технологически «заточены» на тяжелую нефть, добываемую в Канаде, а не на более легкие сорта, производимые в самих Соединенных Штатах.
А в Венесуэле также добывают тяжелую нефть. В прошлом году экспорт «черного золота» из Венесуэлы в США вырос на 64% и составил около 222 тыс баррелей в сутки. В результате Штаты стали вторым после Китая экспортным партнером Венесуэлы, против зарубежных поставок энергоресурсов из которой продолжают действовать американские санкции. «Мы продавали нефть Вашингтону со скидкой, и сырье, в конечном счете, перерабатывали в Техасе. Если этого не будем делать мы, это сделает Каракас. Другого выхода нет», — заявила Жоли.
Между тем сомнительно, что Венесуэле по силам полностью заменить Канаду по поставкам «черного золота» американским потребителям. В 2024 году страна «кленовых листьев» ежедневно отгружала в США чуть менее 550 тыс. баррелей по трубопроводам и еще 100 тыс. «бочек» морем. «Не сложно подсчитать, что для восполнения этих объемов Каракасу придется увеличить поставки примерно в три раза, что практически невозможно, поскольку суммарный экспорт нефти из Венесуэлы составляет немногим более 770 тыс. баррелей в день, — рассуждает Андрей Лобода. — Альтернативную дешевую нефть Вашингтон может найти в других подсанкционных странах — в Иране и, как ни парадоксально это звучит, в России. Такие сделки проводились, правда, только в минимальных объемах. В ноябре 2022 года, когда в отношении нашей страны уже действовали санкции, американские компании приобрели около 10 тыс баррелей российского сырья. Но для этого Белый дом будет вынужден закрывать глаза на новые собственные торговые претензии к Москве и позволить функционировать российскому «теневому» флоту. Именно с его помощью Трамп все-таки сможет выполнить предвыборные обещания и обеспечить население своей страны доступным моторным топливом на АЗС».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.