Львиная доля средств на лекарства у нас в стране тратится из карманов рядовых пациентов. В среднем россиянин израсходовал в прошлом году на препараты 11 249 рублей, что на 14% больше, чем в 2023 году. При этом стоимость лекарств растет — в 2024 году на 19%. Это объясняется не только инфляцией, но и изменением потребительского поведения в сторону предпочтения более дорогих лекарств. Об этом эксперты говорили в ходе XVII фармацевтической конференции «Зеленый Крест».
Фото: Наталья Мущинкина
В прошлом году объем розничного фармрынка составил 2123 млрд руб. и 7,41 млрд упаковок. При этом основную долю рынка составили средства потребителей — это 60% в денежном выражении и 90% покупок в упаковках. По данным главы аналитического центра AlphaRM Анны Ермолаевой, рост рынка в рублевом эквиваленте в прошлом году составил 18%. Однако, если считать в натуральном выражении (то есть в упаковках), рынок снижается (-1%). При этом быстрее всего растет госсектор (+24%), где выросли даже объемы в упаковках (+8%). А вот коммерческий рынок (ретейл) в рублевом эквиваленте в прошлом году подрос лишь на 14%, а в упаковках дал снижение на 3%. «Эти данные говорят о том, что средняя стоимость упаковки препаратов существенно выросла, — говорит Анна Ермолаева. — И лишь половина этого роста объясняется инфляцией. Второй по значимости фактор — изменение потребительского поведения (люди покупают более дорогие препараты), а третий — укрупнение самой упаковки».
Новая удивительная тенденция — впервые темпы прироста стоимости упаковки отечественных и импортных лекарств сравнялись и вышли на показатель в 19%. Если говорить о самых покупаемых в стране лекарствах, то в тройке лидеров — по-прежнему пара популярных антикоагулянтов и жаропонижающее, а вот на 9-е место стремительно вырвался модный сегодня препарат для похудения, продемонстрировав рост на 74%. «Это не Москва бросилась худеть на новом препарате, а вся РФ», — подчеркнула Ермолаева.
Все чаще россияне покупают лекарства через Интернет. По данным старшего аналитика Data Insight Инессы Головиной, за прошлый год в целом рынок e-com вырос на 40%. Однако каждый четвертый рубль, потраченный на покупки в Интернете, тратится на лекарства и товары аптечного ассортимента. Средний чек составляет 1774 рубля. Уже около 10% потребителей, если верить данным опросов, покупают товары аптечного ассортимента только онлайн. Спасибо ковиду, доля маркетплейсов с 2020 года выросла на рынке электронной торговли в 4 раза и сегодня занимает 80%. Эксперты также констатируют рост сервисов быстрых доставок.
Что касается офлайн-аптек, то им все сложнее выживать в условиях меняющегося налогового законодательства. «Тенденция к закрытию точек в отдаленных регионах усиливается», — говорит глава СРО «Ассоциация независимых аптек», председатель Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.
Сегодня в России работает более 80 тысяч аптек. В среднем по стране на каждые 10 тысяч жителей приходится по 5,5 аптеки, однако в регионах ситуация сильно различается. Невероятно, но факт: один из самых низких показателей обеспеченности аптеками по стране — в Москве. Тут их 3,9 на 10 тысяч населения. Для сравнения: в Московской области — 4,5, в Ростовской — 6,6, а в Краснодарском крае — 7,6. Зато Москва входит в пятерку регионов-лидеров с самыми высокими тратами на лекарства. В среднем москвич потратил на них в 2024 году 13 948 рублей. В лидерах также Московская область (14 597 руб.) и Санкт-Петербург (15 668). Разрыв с регионами, где самые скромные траты на лекарственное обеспечение, колоссальный. Так, в Дагестане этот показатель в прошлом году составил 2536 рублей, а в Чечне — и вовсе 1618 рублей.
По словам Ермолаевой, иностранные фармкомпании с российского рынка не уходят. А лекарств, покинувших рынок, по-прежнему существенно меньше, чем вновь прибывших. Так, в прошлом году с рынка ушло 341 международное непатентованное наименование (192 бренда), а пришло — 1513 и 610 соответственно. Главным образом прибыток обеспечивают российские производители. Впрочем, как рассказала Виктория Преснякова, в основном наши фармкомпании регистрируют самые простые в производстве дженерики, без оглядки на потребительский спрос: «В итоге у нас сегодня одних только диклофенаков — 90».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.