Что нового дают потребителю Единые правила Союзного государства

Как один из тех, кто в конце 1980-х начинал в СССР общественное движение по защите прав потребителей, продолжает его в России и внимательно следит за изменениями потребительского законодательства, хочу донести до читателей «МК» информацию о событии, которое считаю самым важным в этой области после принятия в 1992 году Закона о защите прав потребителей, но при этом, увы, оставшемся практически незамеченным.

Фото: Алексей Меринов

Это событие — утверждение Декретом Высшего государственного совета Союзного государства России и Беларуси от 6 декабря 2024 года Единых правил в области защиты прав потребителей, ставших первым общим для двух стран законодательным актом гражданского права, имеющим приоритет над их национальными законодательствами.

Единые правила Союзного государства в области защиты прав потребителей (ЕП) — документ прямого действия и высшей юридической силы, так что законы о защите прав потребителей Российской Федерации и Республики Беларусь действуют теперь на территориях этих государств только в части норм, не противоречащих ЕП. Поэтому и потребителям наших стран, и предпринимателям, которые производят для них и продают товары, выполняют работы и оказывают услуги, стоит разобраться, как изменил этот документ права одних и обязанности других, и я здесь постараюсь им в этом помочь.

К самым важным новшествам на пользу потребителям отнесу распространение ответственности за нарушение их прав на учредителей, участников и руководителей организаций продавцов и изготовителей товаров, исполнителей работ и услуг и иных лиц, на которые такая ответственность возложена национальными законами. Потребители теперь вправе предъявлять этим физическим лицам те же требования, предусмотренные ЕП, что и их организациям, и привлекать к солидарной с организацией ответственности.

Надеюсь, это поможет решить едва ли не самую острую в этой сфере проблему массового неисполнения судебных решений о взыскании в пользу потребителей из-за уклонения организаций-должников, которые предпочитают прятать свое имущество или идти на ликвидацию, чтобы сразу же открыться под новым названием, но уже без долгов. Поскольку уклониться от взыскания по долгу организации, наложенного на их личное имущество, собственникам и руководителям станет значительно труднее, это, надеюсь, будет удерживать от такого уклонения контролируемые ими организации.

В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, дополнительно включены также поставщики — оптовые продавцы. Это поможет потребителю в ситуациях, когда, например, того, кто продал ему некачественный товар, уже нет на рынке, а зарубежный изготовитель и импортер недоступны или не реагируют на претензию. Если потребителю удастся найти оптовика, продавшего этот товар отсутствующему розничному продавцу, у него теперь будет шанс получить возмещение за счет этого оптовика.

Еще одно новшество: продавец теперь обязан провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем о том, кто виноват в выявившемся дефекте, как предусмотрено национальными законами, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе. Например, если потребитель сочтет товар фальсифицированным или контрафактным. Однако, как и в случае с недостатком товара, если претензия потребителя не подтвердится, ему придется возместить стоимость проведенной экспертизы.

Также сокращены предельные сроки удовлетворения законных требований потребителя ответственными перед ним лицами, причем в отношении срока на безвозмездное устранение недостатков (то есть на гарантийный ремонт) сокращение более чем троекратное: с 45 до 14 дней. Учитывая проблемы с запчастями для импортных автомобилей и иных технически сложных товаров, в отношении этой продукции такое ужесточение вряд ли окажется исполнимым и, скорее всего, сделает предпочтительным для продавца не ремонт, как сейчас, а возврат стоимости некачественного товара или его замену, когда у него есть на что менять. При этом можно не сомневаться, что возросшие расходы и риски убытков продавца вследствие такого ужесточения срока гарантийного ремонта скажутся на розничных ценах.

Очень существенно расширена и сфера ответственности агрегаторов информации о продукции, которые мы привыкли называть маркетплейсами. Они теперь обязаны обеспечить соблюдение ЕП продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых они размещают, обеспечить условия для предоставления ими полной и достоверной информации о продукции и продавце, а также принимать у потребителей претензии в адрес этих предпринимателей. Думаю, это сделает покупки на маркетплейсах более надежными, хоть и несколько повысит цены, поскольку дополнительные затраты и риски они тоже будут компенсировать за счет повышения стоимости своих услуг.

Нельзя не отметить и включение в ЕП нового для потребительского законодательства обеих стран понятия «цифровой продукт», которому дано такое определение: «объект гражданских прав, зафиксированный с помощью цифровых технологий (преобразованный в цифровой формат) посредством создания записи о нем в информационной системе (системах), в которой происходит взаимодействие с потребителем по поводу этого объекта, в том числе программы и элементы программ для ЭВМ (включая порождаемые программой аудиовизуальные отображения), фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату)».

Защите прав потребителей при реализации цифровых продуктов посвящена специальная глава ЕП. Ее нормы не только уточняют применение к таким объектам общих норм потребительского права, относящихся к продаже товаров, но и устанавливают новые права их потребителей. Например, право признания двухлетнего периода со дня приобретения цифрового продукта его гарантийным сроком, даже если продавец не исполнил требование ЕП об установлении именно такого гарантийного срока (по отношению к другим товарам установление гарантийного срока не обязательно ни для их изготовителей, ни для продавцов).

Впервые установлена и обязанность продавца цифрового продукта, поставляемого по подписке с условием периодического списания с его банковского счета потребителя абонентской платы (а также агрегатора, с участием которого был заключен такой договор), не менее чем за три дня до даты очередного платежа уведомить об этом потребителя и информировать его о порядке реализации своего права на отказ от договора и прекращение платежей. Это защитит от потери средств и справедливой обиды тех, кто подписался случайно, по ошибке, и не замечает периодического снятия платы или со временем разочаровался в продукте и перестал им пользоваться, но продолжает платить, не зная, как отказаться, или считая, что это невозможно.

Как показал еще лет пять назад опрос подписчиков цифровых продуктов, в такой ситуации оказывался каждый пятый, и сама ситуация вызывает массовое недовольство потребителей. Вскоре на нее отреагировали депутаты Государственной думы, предложившие законопроект об обязанности продавцов такой продукции перед каждым предстоящим списанием платы предупреждать об этом подписчиков и одновременно предоставлять им возможность одним кликом отказаться от продолжения подписки. Я был участником первого публичного обсуждения этого проекта и могу засвидетельствовать, что его поддержали все, кроме представителей «подписочного» бизнеса. Но потребовались еще годы согласований и доработок, чтобы проект был внесен и в сентябре прошлого года принят в первом чтении.

А вступления его в силу, думаю, миллионам подписчиков пришлось бы ждать еще года два, если бы вопрос не был одномоментно решен 6 декабря прошлого года Декретом Высшего государственного совета Союзного государства, утвердившим Единые правила. Мне этот пример говорит о том, что многие насущные потребительские проблемы, не вызывающие публичного политического противостояния, могут решаться значительно оперативнее, чем это делается сейчас. И все мы как потребители услуг государства по защите наших прав в этом заинтересованы.

Что нового дают потребителю Единые правила Союзного государства: ответственность руководителей, гарантийный срок, цифровые продукты

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.