Почти 85 лет назад на маленькую советскую деревушку Морозовку обрушился денежный дождь. Купюры разного достоинства разлетелись по воздуху во все стороны. Взрослые и дети восприняли это как чудо, они собирали деньги с азартом, распихивали по карманам, совали за пазуху. А потом обнаружили источник «неслыханной щедрости» — разбившийся самолет, который перевозил сумки с деньгами. Увы, на борту никто не выжил.
«Мертвым уже ничем не поможешь, а нам деньги пригодятся», — примерно так рассудили деревенские жители. И о находке сразу никому не рассказали.
А весной 1942 года все они сидели на скамье подсудимых. Народный суд был суров — все, кто даже дотронулся до этих денег, получили большие тюремные сроки. Но спустя время Фемида все же признал невиновность одной из женщин, дело которой дошло до высшей инстанции.
Чем руководствовался Верховный суд СССР? Обозреватель «МК» изучила материалы старого уголовного дела, чтобы понять, как работало правосудие в тяжелые для страны годы.
Памятник на месте крушения самолета.
Деревня Морозовка (там разворачивались драматические события) располагается на берегу красивой речки Мокши. Местечко это расположено в 150 км от Пензы и буквально в 3 км от древнего Свято-Троицкого женского монастыря, куда не прекращается поток паломников со всей России. Обители больше 350 лет, она окружена святыми источниками и пещерами, в которых когда-то молились монахи. Говорят, чудеса в тех краях случаются часто. Но мало кто знает про «рукотворное чудо», которое произошло осенью 1941 года и обернулось в итоге бедой для жителей деревни.
Передо мной — материалы уцелевшего по счастливой случайности уголовного дела, которое хранится в Наровчатском районном суде Пензенской области. Итак, днем 15 ноября 1941 года в воздухе над небольшой (всего на 100 дворов) деревней Морозовка пролетал самолет, набитый деньгами. Он перевозил банковское имущество, а также бухгалтерию авиационного завода №16 из Воронежа в Казань. Такая эвакуация тогда была делом почти что обычным — ценности спасали от немецко-фашистских захватчиков. Но в этот раз спасти не удалось ни деньги, ни тех, кто их перевозил. Самолет, по словам очевидцев, взорвался прямо в воздухе. Все, кто находился на борту, — 6 человек — погибли. Что послужило причиной ЧП — до сих пор остается загадкой.
На площади почти в гектар разлетелись останки тел и бумажные купюры.
— Первыми подбежали к горящему самолету те, кто молотил снопы на горе, — рассказывает местный житель Александр Харитошкин. — Их было человек 10, в том числе мой родной дядя. Кругом людские останки, какие-то вещи, продукты и… деньги. Бумажных купюр было очень много. Дядя подобрал только гаечные ключи и зарыл где-то под сараем. Видимо, думал, что могут пригодиться для дела. Он был способный — на все руки мастер, писал стихи, на балалайке играл.
Дядя сказал, что продукты и деньги были в крови, так что ему не пришло в голову взять что-нибудь из еды, даже шоколадку. Хотя в то время в деревне было очень голодно. Ну а кто-то не побрезговал, взял. К вечеру приехали сотрудники НКВД (я разговаривал с одним из них в конце 70-х, он рассказывал, как все было). Оцепили место катастрофы по периметру. Стали выяснять, кто из сельчан был на месте, и пришли к ним с обыском. У кого нашли деньги — тех увезли. А останки шестерых погибших — членов экипажа и пассажиров — мой отец вывозил на своей лошади. Их не смогли тогда идентифицировать. Похоронили в братской могиле. В декабре 1941 года отцу исполнилось 18, он ушел на фронт. Дядя тоже ушел воевать. А про эту историю в нашей семье все помнили…
Меж тем 14 апреля 1942 года семеро жителей деревни Морозовка предстали перед судом. Их доставили из Наровчатской тюрьмы, где они находились все это время после задержания. Казалось бы, неужели они совершили столь страшное в глазах правосудия преступление, что нужно было брать их под стражу? Но то был тяжелый для страны период, и воровство государственной собственности жестко каралось. Вменили всем статьи 17 и 162 УК РСФСР («Подстрекательство, соучастие» и «Кража»). Кто были те люди?
Лист уголовного дела.
Согласно материалам дела, это 19-летние несудимые холостые парни по имени Иван и Николай, 44-летний малограмотный колхозник Фома Андреевич и его 20-летняя дочь Настя, 67-летняя неграмотная колхозница Александра Андреевна, 16-летний школьник Виктор и его 35-летняя многодетная малограмотная мама Наталья Степановна Алеханова (фамилию привожу, потому что ее судьба развивалась интересным образом). Согласно материалам, «похищенные деньги были принесены домой, а потом с целью сокрытия спрятаны в солому в погреб». У Фомы Андреевича и его дочери дома обнаружили колоссальную по тем временам сумму — 20 тысяч 30 рублей. У остальных было найдено от 2 до 13 тысяч. «Гражданка Александра Андреевна кроме денег похитила еще два куска мяса и масла один килограмм и 0,5 килограмм конфет. Все это подтверждается свидетельскими показаниями и не отрицается самой обвиняемой».
Интересно, что Алеханова с самого начала говорила, что около упавшего самолета не была, денег не брала, купюры стащил ее сын и она потом их принесла сама в колхоз. Суд, как следует из протокола, это не особенно впечатлило. Председательствующий указал: «Приняла от своего 12-летнего сына Виктора похищенные деньги в сумме 13 тысяч рублей». И точка.
Все, кроме Алехановой, получили наказание: «подвергнуть лишению свободы сроком на 5 лет без поражения в правах». Алехановой назначили три года, учли, что у нее на руках шестеро малолетних детей. В приговоре сказано: «на основании статьи 341 УПК несовершеннолетних детей у осужденной Алехановой впредь до отбывания срока наказания передать на воспитание Наровчатского отдела народного образования».
С приговором Алехановой был не согласен прокурор, который считал ее невиновной. Он внес протест, дело дошло в итоге до Верховного суда. И 5 августа 1942 года высшая инстанция рассмотрела это дело:
«Соучастие Алехановой материалами дела не установлено. Из дела следует, что ее 12-летний сын вместе с другими по делу 1941 года был в поле, принимал участие в хищении денег, разбросанных около горевшего самолета и 13 тысяч рублей. Принес домой в то время, пока матери его, то есть Алехановой, дома не было. По возвращении Алехановой домой сын Виктор сказал, что он от сгоревшего самолета из поля принес деньги, которые положил на полку. Эти деньги Алеханова на второй день отнесла органам власти, но кроме них при обыске во дворе обнаружены были еще деньги. Виктор Алеханов в суде объяснил, что деньги во дворе прятал он сам и матери о них ничего не говорил. При таком же положении Алеханова осуждена за соучастие в хищении денег необоснованно. Поэтому, соглашаясь с протестом и руководствуясь статьей Н-18 УПК судебной колонии, определила приговор на суде и от решения областного суда в отношении Алехановой Натальи и дело в отношении ее прекратить».
— Это решение свидетельствовало о гуманизме судебной системы даже в то страшное время, когда судили за украденные колоски, — считает помощник председателя Наровчатского суда Пензенской области Любовь Комардина.
Вообще это показательно: казалось бы, весьма незначительное дело в масштабах страны, время — самое страшное для государства, ан нет, высшая инстанция нашла возможность дело деревенской жительницы пересмотреть, причем в кратчайшие сроки, и восстановить справедливость. В этот период было важно показать простым людям, что право на их стороне.
Наталью освободили, она вернулась в деревню, забрала своих шестерых детей. Как сложилась ее судьба, доподлинно неизвестно. Но поговаривают, что она после войны переселилась на Донбасс. Что случилось с остальными осужденными? Александр говорит, что вроде как никто из тюрьмы не вернулся. Но тех, кто бы мог это засвидетельствовать точно, в живых уже не осталось.
Зато известно, что в 1973 году удалось установить имена погибших от взрыва самолета. Для этого провели целое расследование, восстановили обгоревшие документы, нашли родственников. На братской могиле установили обелиск, и теперь к нему каждый год несут цветы.
А Морозовка сегодня — мертвая деревня. Из десятка сохранившихся домов только четыре подключены к электроэнергии (их владельцы — потомки тех, кто когда-то тут жил, они приезжают в родительские дома в свой отпуск). Морозовка умерла, когда прекратил свою деятельность колхоз. Историю о «денежном дожде» и его «осадках» рассказать, кроме «МК», больше некому…
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.