Рубль укрепляется вопреки всем прогнозам: эксперт объяснил курсовую аномалию

Подобного укрепления рубля по отношению к доллару мы не видели долгих 4 месяца: меньше 96 за «американца». Евро уже тоже ниже 100-рублевой отметки. Прямо какой-то звездный час рубля — особенно на фоне того, что буквально все аналитики прогнозировали, что в феврале доллар снова станет трехзначным. В чем же причины триумфального укрепления нашей национальной валюты?

Фото: Геннадий Черкасов

В последний раз в нынешнем году доллар за  100 рублей официально заходил мы видели 21 января (101,96 руб). После чего сплошной подъем — в феврале он укрепился с отметки 98,53 за доллар до 95,8 рубля – по официальному курсу Центробанка. Тогда как на межбанковском валютном рынке «Форекс» 12 февраля за «американца» давали и вовсе менее 94 рублей. Ну как не порадоваться такой динамике? 

   Тем более что ничего не указывало на такой прорыв рубля. Напротив, все складывалось для российской валюты не очень здорово. В частности, новые санкции в отношении танкерного флота, экспортирующего российскую нефть. Крупные покупатели уже приостановили закупку нашего сырья.

Словом, январский рост курса рубля большинство экспертов считали разовым всплеском, так сказать, исключением из правил. Предрекая, что уже в феврале доллар может докатиться до 110-115 рублей. Но рубль крепчает вопреки всем скептическим прогнозам.

Так какие факторы работают на рубль? Аналитики связывают твердую поступь нашей национальной валюты с высокими январскими ценами на нефть, выручка от которых поступает на рынок как раз в эти дни. Также сказывается традиционное для первого квартала года  уменьшение активности импортеров. Которое влечет за собой снижение спроса на иностранную валюту и укрепление рубля. 

Не последнюю роль играют и оптимистические ожидания снижения геополитической напряженности. Такие настроения также выступают на стороне рубля.

— Однако как долго рубль будет теснить иностранные валюты, есть ли к этому долгосрочные экономические предпосылки?

— Это укрепление нашей национальной валюты для всех неожиданно, — считает финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. — Сейчас называется  множество факторов, способствующих укреплению  курса. Однако в фундаментальном плане тенденций к повышению курса рубля я не вижу. Наоборот, они свидетельствуют, что у нашей национальной валюты по отношению к «американцу» позиции не очень устойчивые. Нет высоких темпов роста экономики, на которые и должен опираться рубль. К тому же в стране по-прежнему достаточно высокая инфляция. Все это должно подрывать позицию рубля. Это долгосрочные, глубинные факторы. Они никуда не делись.

— Однако же по факту рубль укрепляется…

— На мой взгляд, в укреплении рубля больше сказываются некие конъюнктурные соображения. Тут нужно иметь в виду, что сегодня курс национальной валюты устанавливается не на биржевых торгах, на основе биржевых сделок, а Центробанком. Не исключено, что он «подкручивается»  в пользу рубля.

— Но зачем? Ведь для населения этот показатель особой роли не играет. Цены не уменьшились…

— На цены курс национальной валюты не влияет. Они обусловлены действиями продавцов, для них курс рубля ничего не значит, его в любой ситуации торговля использует в своих интересах.

Возможно, ЦБ желает оправдать жесткую денежно-кредитную политику. В информационном пространстве бытует мнение, что стабилизации рубля способствует жесткая денежно-кредитная политика регулятора. У меня есть очень сильные подозрения, что нынешний курс отчасти формируется искусственным путем. Скачки курса по 80-90 копеек в день ежедневно с экономической точки зрения никак не объясняются. Наоборот, они наводят на мысль, что это во многом «рукотворное» действие регулятора.

— Значит, скоро доллар опять перевалит за 100 рублей?

— Разумеется. Полагаю, что сразу после решения ЦБ по ключевой ставке. Оно состоится в ближайшую пятницу. Объективные тенденции говорят, что рубль должен ослабевать по отношению к доллару. Все факторы работают в этом направлении.

— Тем не менее многие аналитики утверждают, что наш рубль недооценен. Каково ваше мнение?

— Если опираться на данные 2024 года, то действительно – недооценен. По паритету покупательной способности мы на 4-м месте в мире. Но, повторяю, его реальный курс складывается из реальных биржевых сделок, а не на основе академических расчетов.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.