Тут на днях прочитал выступления и заявления нашего министра просвещения, поймал себя на ощущение, что полностью погружаюсь в постановку современного варианта старого советского фильма «Кубанские казаки». Краткое содержание. История любви председателей колхозов и героев труда Гордея Ворона и Галины Пересветовой разворачивается на фоне кипучей и радостной колхозной жизни, в которой и труд, и праздники выглядят как яркое, полное оптимизма зрелище». Советская кинокартина появилась на фоне послевоенной разрухи, бедности, когда государство у колхозников забирало последнее.
Фото: Aleksey Smyshlyaev/Global Look Press
Прошли десятилетия. Школа находится в катастрофической ситуации. О глобальной нехватке кадров не без гнева говорил председатель Госдумы Вячеслав Володин, эту же проблему констатировал президент России. А послушать чиновников от образования, у нас — сплошные «Кубанские казаки».
Чуть более недели назад министр просвещения выступал на правительственном часе в Госдуме. Он был посвящен кадровым проблемам. До 2030 года замещающая кадровая потребность в педагогах в России составит 96 тыс., из них 40 тыс. — учителя. Но эта потребность — легко перекрывается контрольными показателями приема, а также выпуском молодых специалистов. В 2024 году контрольный показатель составил 120 тыс. человек, а окончили в том же году педагогические вузы и колледжи 147 тыс.
Так и вижу толпы молодых специалистов, которые не могут устроиться в школы, так как все места заняты. Действительно, какие могут быть проблемы. Нехватка 40 тысяч педагогов — всего лишь жалкие три с половиной процента от общего числа учителей. Но это с какой стороны посмотреть. Три процента — это если считать нехватку учителей, исходя из их нагрузки в полторы и более ставки. Это ненормально, но именно так работает подавляющая часть российских учителей. Можно считать исходя и из двух ставок, чтобы картина стала еще радостней. Как в кино.
Моя супруга – словесник, работает почти в тепличных условиях – наполняемость классов не больше 18 человек и прочие симпатичные бонусы. Но трудится она на эти пресловутые полторы ставки. И никак иначе. А это 27 часов в неделю. Как учитель старой закалки работает очень добросовестно. Итог – полное выгорание к началу марта.
Официальная норма для учителя – 18 часов в неделю. Ее не так просто установили. И если считать по «гамбургскому счету» , то есть по норме в 18 часов, то дефицит учителей составит… 550 тысяч человек. Признание этой цифры – мизерный шанс на исправление ситуации. Но он все-таки есть.
Про астрономическое количество выпускников педвузов под 140 тысяч… На сегодня количество работающих молодых специалистов составляет 112 тысяч. А по словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, их доля за последние пять лет выросла всего на полтора процента. Где же они тогда, молодые специалисты?
По словам же министра образования, отсев молодых педагогов через год-два после выпуска составляет всего 1-3%. В такой «школьный колхоз» трудно поверить, даже надев розовые очки.
Например, в Татарстане после первого года работы остается лишь 23% молодых учителей. 77% уходят, не выдержав условий работы.
Более того, сама цифра выпускников педвузов лукава до безобразия. За цифрами скрывается огромный пласт выпускников, которые не имеют никакого отношения к учительской профессии.
Так, в 2024 году в Московском городском педагогическом университете было 1357 бюджетных мест, включая целевые, из которых только 752 (55%) относятся к педагогическим специальностям.
За семь последних лет вуз не выпустил ни одного учителя физики. В то время как дипломы педвуза получили 1219 юристов и 215 дизайнеров.
«И земля становится все краше,
И душа все радостней поёт.
Нам навстречу будущее наше,
Словно солнце вешнее, встаёт!» — поют герои «Кубанских казаков». Но вот верили ли в это зрители — большой вопрос. Это же кино.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.