Продукты в торговых сетях проверят на наценки: остановит ли это рост цен

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверять торговые сети на предмет торговых наценок на социально значимые продукты. Она призывает и дальше их минимизировать, а также расширить список товаров, на которые торговые сети обязуются держать минимальные цены. Помогут ли эти меру сдержать разогнавшуюся продовольственную инфляцию?

Фото: Алексей Меринов

Анализу антимонопольной службы будут подлежать товарные позиции 29 категорий продуктов питания. К ним относится продовольственная корзина товаров первой необходимости, а также помидоры, огурцы, макаронные изделия, сыры твердые, полутвердые и мягкие. ФАС уже запросила информацию о средневзвешенных закупочных и розничных ценах за февраль нынешнего года. В случае выявления недобросовестных действий, к нарушителям будут приняты меры антимонопольного регулирования.

Вроде бы нам, потребителям, стоит порадоваться такой перспективе. Но где-то мы это уже слышали – про сдерживание наценок. И год, и 5 лет назад. Да что далеко ходить? В конце прошлого года ФАС предложила ритейлерам добровольно ограничить наценки в 5-10 % на самые востребованные продукты. Это согласились сделать 11 крупных торговых брендов, которые пользуются у покупателей особым спросом. 

Как видно, ценовую ситуацию это принципиально не изменило и теперь антимонопольщики предлагают присоединиться к «конвенции» еще 11 торговым маркам.

Между тем, по данным Росстата за февраль инфляция в годовом измерении составила 10,06 %, а в первые дни марта уже 10,19 %. При том, что в прошлом году была однозначной. Ускорение налицо.

Тема наценок в 5-10 % обостряется который год подряд по весне. Здесь есть какой-то секрет, о котором все предпочитают умалчивать. Проверить наценку очень просто. Если производитель продал товар сетям за 100 рублей, то на полке он должен стоить 105 рублей – если торговая организация приняла на себя обязательство держать 5-процентную наценку.

Но в действительности, она может составлять и 50, и 60 %. Все дело в бонусах, которые производитель платит торговле за то, что она берет товар на реализацию. А вот с бонусами и их размерами, похоже, никто бороться не собирается. В результате который год находятся продукты, которые «выстреливают» без оглядки на любые ограничения. Вспомним: в 2024 году на 36,2 % подорожало сливочное масло.  В 2023-м куриные яйца прибавили в цене аж 61,35 %. 

И происходит это не где-нибудь на местечковом рынке, а в тех самых торговых сетях, которые каждый год обязуются не задирать наценки. Наверное, метод «добровольного принятия обязательств» не повышать наценки себя не оправдывает. Могут ли нынешние проверки ФАС исправить ситуацию?

— Я считаю, что работа ФАС по ориентации торговых сетей на минимальные наценки на социально значимые продукты — это хорошая мера, — говорит сопредседатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. —  Благодаря ей низкодоходные слои населения поддерживают свои стандарты питания.

— Однако торговые сети делают это не из собственного альтруизма, а за счет повышения цен на другие продукты, которые не входят в социальную продовольственную корзину…

— Да, нужно понимать, что торговля вынуждена перераспределять цены на другие категории товаров. Самым бедным слоям необходимо помогать, но не вмешиваясь в ценовую политику, а, например, выделяя из бюджета субсидии на продовольственные карты малоимущим. Лет 10 назад это предлагал Минпромторг, правительство поначалу поддержало этот проект, потом заморозило…

Продовольственные карты действуют во многих странах мира, в том числе в более богатых государствах, чем Россия. Такие субсидии должны распространяться на покупку исключительно отечественных продуктов, чтобы поддержать российского производителя.

— Продкарты малоимущим исключили бы вопрос регулирования цен административным методом?

— Это позволило бы снять давление государства на ценообразование, оно ни к чему хорошему не приводит. Мы помним историю с ценами на растительное масло и сахар. Чем все закончилось? Резко подорожали другие продукты. А ряд предприятий в этих отраслях закрылись из-за убытков. 

По большому счету, попытки командовать ценами не строятся на законных основаниях. Это называется брать «на испуг»: не снизите – начнем трясти проверками. Даже в законе «О государственном регулировании торговой деятельности» прямо написано, что торговые организации самостоятельны в установлении цен. Не говоря уже о Конституции, о праве собственника самому решать, что производить и по каким ценам продавать. 

— Вы говорите «трясти проверками». Но ведь на них, кажется, объявлен мораторий?

— Объявлен, однако Федеральную антимонопольную службу это не касается. Хотя некоторые отрасли неплохо было бы проверять почаще. Например,  на санитарно-гигиеническое  состояние объекты общепита,  где готовят и продают еду. Проверять нельзя, пока кто-то не отравится или пока санкцию не даст прокуратура. Считаю, что это безобразие.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.