В России предложили ввести «период охлаждения» для пассажиров: что будет с ценой билетов

Минтранс попросили РЖД и Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) дать свою оценку предложению о введении «периода охлаждения» при покупке невозвратных билетов. С такой инициативой выступил Союз пассажиров, который ранее обратился с ней в Госдуму и аппарат правительства. Если эта идея будет одобрена, то россияне смогут исправлять ошибки в данных, дате или направлении поездки в течение нескольких дней или часов, в зависимости от времени приобретения билета.

Фото: АГН «Москва»

тестовый баннер под заглавное изображение

Выиграют ли потребители от такого сервиса и какие риски может повлечь реализация данного предложения, «МК» рассказали эксперты.

В России хотят ввести «период охлаждения» для пассажиров, в течение которого они смогут бесплатно обменять или переоформить билеты. По мнению инициаторов этой идеи, граждане должны иметь бесплатную возможность исправить ошибки, скажем, при выборе даты или направления в течение определенного времени. Так, если гражданин купил билет за месяц, то «период охлаждения» для него мог бы составить несколько суток. Если билет был куплен в день отправления, то внести изменения можно будет только в течение 30 минут, при условии, что до вылета или отправления поезда осталось более двух часов. 

По данным министра транспорта Романа Старовойта, общий объем пассажирских перевозок всеми видами транспорта в прошлом году составил 15,5 млрд. Это почти на 0,5 млрд больше, чем было зафиксировано в 2023 году. По оценке Союза пассажиров, доля людей, которые совершают ошибки при покупке билетов, не превышает 2-3%, поэтому внедрение «периода охлаждения» не окажет значительного влияния на экономику перевозчиков. Актуальность данной идеи увеличивается на фоне роста пассажиров, которые самостоятельно покупают билеты через сайты, не прибегая к услугам агентств или авиакасс — ведь в таком случае ошибки практически неизбежы.

Правозащитники поддержали данную инициативу «У потребителя должен быть определенный промежуток времени для того, чтобы он мог оказаться от авиаперелета с неким разумным удержанием расходов авиакомпании, а не всей стоимости билета, как это происходит сейчас при невозвратных тарифах, — подчеркнул  председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Не думаю, что бизнес-модель авиаперевозчика должна строиться на перепродаже билетов граждан, которые их купили, но в итоге не полетели. Если установить, например, 2-3-дневный период, в течение которого человек может передумать и отказаться от билетов, то это не обрушит экономику авиаперевозчиков». 

Однако есть и другое мнение. Прежде всего нужно помнить, что сегодня пассажир и так может исправить две ошибки в ФИО и паспортных данных без переоформления и финансовых потерь с этим связанных, так что в этой части его интересы уже защищены. «Однако предложенная инициатива по введению «периода охлаждения» затрагивает более широкий аспект взаимодействия пассажира и перевозчика, —указывает  председатель правления Ассоциации агентств воздушного транспорта Дмитрий Горин. — Она потребует законодательных и технологических изменений, а это обязательно отразится на стоимости.  На мой взгляд, реализация этой инициативы в конечном итоге может привести к повышению цен и перераспределению ответственности за ошибки небольшого количества пассажиров на всех остальных». Здесь есть также определённые риски спекуляции или «заморозки» мест, потому что критерий охлаждения, который предлагается, позволит фактически менять фамилии и даже маршрут, а также «фиксировать» посадочные места. Правильнее сказать, что у этой инициативы есть как положительные, так и отрицательные стороны. Она действительно очень привлекательная для потребителей услуг. Но если проанализировать все последствия, то минусов может оказаться больше, уверен эксперт. 

Что касается влияния на цены невозвратных билетов, их главная выгода — дешевизна (на 15–30% за счёт гарантии заполняемости рейсов) — может потерять смысл. «Если перевозчики повысят тарифы на невозвратные билеты, компенсируя риски возвратов, разница в цене с возвратными сократится до 5–10%, что сделает невозвратные менее привлекательными, — пояснил маркетолог Никита Сенников. — Например, если сейчас невозвратный билет Москва–Санкт-Петербург стоит 5 тыс. рублей, а возвратный — 7 тыс., то после введения «периода охлаждения» невозвратный может подорожать до 6 тыс. рублей, снизив спрос на эту категорию». По мнению эксперта, оптимальным выглядит внедрение гибкого периода охлаждения — например, 30 минут для «горящих» билетов, 24 часа — для купленных заранее. Жёсткие антиспам-механизмы для борьбы с перекупщиками и пилотные проекты в сегменте низкобюджетных авиалиний или пригородных поездов помогут минимизировать риски. Без этих мер «период охлаждения» рискует стать инструментом манипуляций, а не защиты прав пассажиров, подчеркнул маркетолог.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.