Картины раскаявшихся убийц: Минюст показал выставку заключенных

В Минюсте показали выставку картин российских заключенных — в том числе осужденных пожизненно.

Портрет князя Владимира. Раненый комбат около артиллерийской батареи. Девочка, пишущая письмо матери. Одушевленные ватник с тулупом, которые режутся в карты. Парень, стоящий на мостках у реки. Деревенская улочка с ковриками на заборах. Пожилая женщина за столом с натруженными руками. Полевые цветы на ветру…

Севший пожизненно за убийство 4 человек Алексей Рыжанков расписал стены храма в «Черном дельфине»

Таковы сюжеты картин тех, кто отбывает наказание в колониях-поселениях, «строгих» зонах и колониях для пожизненников. В фойе здания Минюста России открылась Всероссийская выставка осужденных «Сохрани надежду». Столь масштабное мероприятие проходит впервые. Инициатором его проведения выступил Центр общественных связей ФСИН России.

О том, чем живут, о чем мечтают, на что надеются сидельцы по ту сторону решетки, какие результаты дают методы арт-терапии — в материале спецкора «МК».

Сразу бросается в глаза буйство красок. В экспозиции много пейзажей, натюрмортов, абстракций, бытовых зарисовок.

Осужденная колонии-поселения №39 в Пермском крае Екатерина Кадырова изобразила на картине алые маки на фоне пашни.

— Картина олицетворяет свободу, которой нам здесь очень не хватает, — говорит девушка в презентационном ролике. — Это, конечно, еще и воспоминание о доме…

Катя делится, что рисовать ее учила мама, которая в молодости оканчивала художественное училище. Вечерами они садились и запечатлевали на бумаге все что видели. Так девушка набила руку.

Фото: Светлана Самоделова

Она отбывает наказание за кражу. В колонии-поселении — с 2019 года. По образованию Екатерина парикмахер, а в местах лишения свободы получила «корочку» швеи 2-го разряда. После работы на швейной машинке особое удовольствие — взяться за кисти.

— Когда по прибытии в колонию увидела масляные краски и холсты, у меня загорелись глаза — все свободное от работы время стала посвящать живописи, — делится Катя. — Маки изначально рисовала для начальника отряда, чтобы он повесил картину в комнате для воспитательной работы. Очень рада, что моя работа понравилась не только моему руководству, но и членам жюри, которые отобрали ее для выставки.

Директор ФСИН России Александр Калашников, открывая выставку, подчеркнул, что в местах лишения свободы содержатся различные категории граждан, которые приговорены и к небольшим, и к длительным срокам заключения. Но все они через творчество, приобщение к искусству имеют возможность духовно расти. И, переосмыслив свою жизнь, не совершать больше ошибок.

Глава ведомства сообщил, что в исправительных учреждениях работает 742 кружка изобразительного искусства, где занимаются свыше 8 тысяч осужденных.

Картины, представленные на выставке, были выполнены в разных техниках: тут тебе и графика, и масло, и акрил, и акварель, и пастель. Всего жюри отобрало для экспозиции около ста самых успешных полотен.

Осужденный из Нижегородской области Вадим Синеев изобразил на портрете князя Владимира.

— Я читал книги по истории Древней Руси. Понял, насколько Владимир Святославич сильная личность. При нем произошло Крещение Руси, — рассказывает на представленной видеозаписи 28-летний осужденный Вадим Синеев. — Все законы правитель принимал при согласовании со своим советом: военачальниками и старейшинами — представителями разных городов. По его приказу развозили на телегах еду и питье для немощных и больных. Князь Владимир меня вдохновил. Работал над его портретом с увлечением.

blank

Фото: Светлана Самоделова

Вадим говорит, что в 7 лет родители отдали его в художественную школу, но проучился он там недолго — около года. Не хватило усидчивости: хотелось побегать с друзьями во дворе, поиграть в футбол… В дальнейшем брался за карандаши и краски довольно редко, но любовь к рисованию у него оставалась всегда. Было интересно смотреть на работы других художников.

— В подростковом возрасте связался с дурной компанией, попробовал наркотики — из–за них, собственно, и попал в колонию. По прибытии узнал, что здесь есть художественная мастерская, мне дали возможность проявить себя как художник, чтобы я раскрыл свой потенциал. Стал заниматься масляной живописью. Это придает мне силы для развития — считаю, что в дальнейшем эти навыки мне пригодятся на воле, чтобы адаптироваться к нормальной жизни.

Вадим Синеев

Член Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО Константин Мирошник отметил, что уникальность этой выставки в том, что мимо этих картин не пройдешь мимо, особенно если знаешь истории жизни авторов, их непростой творческий путь.

— Каждая картина здесь — на вес золота. Чувствуется, что это не нарисованная жизнь, а самая настоящая, — говорит Константин Вячеславович. — Такие слова, как «родина», «мать», «родная улица», «деревня», «молоко», в местах лишения свободы ценятся по-настоящему. И если художники рисуют небо, то оно самое синее в мире; если изображают воду, то это самая прозрачная в мире вода…

Все авторы представленных на выставке картин — непрофессиональные художники. Многие взялись за карандаши и кисти, только попав за решетку. Как, например, Алексей Рыжанков, который в 1998 году за убийство семьи из четырех человек был приговорен к смертной казни. Сидя в одиночной камере в ожидании расстрела, он задумался о Боге, стал читать Библию.

— Постепенно уверовал во Христа, тогда же произошла моя первая исповедь, покаяние, — рассказывает Алексей на камеру. — Я начал молиться, обращаться к Богу и получать определенные ответы. Одновременно начал рисовать. Первым моим рисунком стал портрет императора Николая II. Я срисовывал его из книги о семействе Романовых. У меня были только простой карандаш и лист бумаги в клеточку. Тогда же впервые понял, что есть определенные закономерности, когда рисуешь лица…

Масляные краски и кисти попали Алексею в руки в 2000 году, когда смертную казнь из-за моратория ему заменили на пожизненный срок и этапировали в колонию в Кузбассе. Там он написал первую в своей жизни картину. Это был крымский пейзаж.

— В колонии мне дали возможность читать о художниках, изучать их биографии, просматривать их картины. В 2001 году меня перевезли в исправительную колонию №6 особого режима, расположенную в Соль-Илецке Оренбургской области, которая больше известна как «Черный Дельфин». Там я продолжил изучать литературу. Все получалось посредством молитвы. Я просил Бога, что-то открывалось внутри, и я продолжал учиться писать. Больше всего внимания уделял портретам, морской тематике, потому что это считается самым сложным в живописи. Постепенно пришел к иконописи. Это дало мне рост и в духовном смысле, и в художественном.

В 2016 году в самой страшной тюрьме России — «Черном Дельфине», где отбывают пожизненные сроки серийные убийцы, маньяки, каннибалы, террористы, организаторы ОПГ, — открылся храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Алексей Рыжанков в одиночку, за девять месяцев, расписал стены храма.

— Работа для меня оказалась сложной, потому что до этого я не занимался фресками и витражами. Все выполнял по православным канонам, обратившись к русской иконописи. Расписывал церковь с молитвами, по благословению бывшего митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина и ныне действующего митрополита Вениамина. Он же потом совершил чин малого освящения храма.

blank

Фото: Светлана Самоделова

Возможность рисовать в зоне для пожизненно осужденных — величайшая привилегия. Наручники с постояльцев здесь снимают вне камеры только в душе — специальной клетке, а также в часовне, чтобы они могли креститься. Правда, и там оборудована камера временного содержания.

Для организованной впервые всероссийской выставки Алексей Рыжанков подготовил две работы.

— На одной картине — я работаю в художественной мастерской в нашем учреждении. Вторая работа посвящена моей предполагаемой жизни на свободе, если бы я не попал в колонию. Я там изобразил себя в кругу семьи — с женой, дочерью и сыном. Я как бы обучаю свою дочь живописи…

Фото: Светлана Самоделова

Это, конечно, мечты. От многих сидельцев «Черного Дельфина» близкие отвернулись. Вот и Алексей Рыжанков признается, что за время своего заключения он практически утратил связи со своими родственниками.

— Но Бог даровал мне дары, познакомил с настоящими верующими людьми, с которыми я общаюсь. И если у меня будет возможность освободиться условно-досрочно, то эти люди обещают помочь мне с местом жительства, с работой по моей специальности и собираются оказать мне всяческую поддержку.

Алексей считает, что все в руках Бога. И если случится так, что он выйдет на свободу, он собирается восстанавливать разрушенные храмы.

Удивительно, но самые яркие, самобытные работы на выставке были выполнены осужденными с большими сроками наказания. Присутствующие неизменно притормаживали около картин-абстракций Егора Фомина, который находится в заключении уже шестнадцать с половиной лет.

blank

Егор Фомин

Он был судим за разбои и грабежи. Последний срок получил, когда с пьяными подельниками забрался в детский сад. Грабители до такой степени избили сторожа, что он впоследствии скончался.

— Свое детство я прожил с матерью, а воспитывался на улице. Своего отца никогда не видел, — рассказывает Егор в ролике. — У меня есть две сестры, но ни с кем из близких я не поддерживаю отношений. По всей вероятности, и дома у меня уже нет. Со мной только мое творчество, аэрография, оформительская деятельность. Это моя опора, моя жизнь. Мне никто не объяснял, как надо рисовать. Я сам взял в руки кисти, масло и начал писать. Сразу же открылся дар. Начальство в колонии помогло приоткрыть дверь в этот мир. Сначала много копировал, срисовывал, брал картинки из журналов, фотографии. И так — первые семь лет срока. Потом начал делать уже что-то свое. Появились авторские работы. В основном мои картины посвящены тюремной жизни. Когда нет вдохновения, я читаю книги. Надеюсь, что и после освобождения продолжу развивать свои способности.

Фото: Светлана Самоделова

Заслуженный деятель искусств РФ Сергей Мирошниченко отметил, что выставка дает надежду осужденным, что их работы интересны людям на воле, что их творчество увидят и оценят. «Это их будущее, они уже не свернут на темную сторону», — подчеркнул кинорежиссер.

Он предложил провести аукцион представленных работ, что принесет пользу и авторам картин, и исправительным учреждениям, где они отбывают срок наказания. Глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев в свою очередь выразил надежду, что участие осужденных в выставке поможет приблизить их условно-досрочное освобождение.

В здании Минюста выставка проработает еще 10 дней, а затем полотна осужденных художников будут выставлены в Общественной палате РФ.

Истoчник: Mk.ru

.

Комментарии закрыты.