Не станет ли нынешнее поколение «дистанционщиков» менее образованным, чем его сверстники, прошедшие традиционное обучение? Не понизятся ли шансы ребят, учившихся на дистанте, поступить в вузы в следующем году? На эти и другие вопросы наших читателей в ходе прямой линии «МК» ответил «Учитель года России 2018», преподаватель обществознания Математической школы Грозного Алихан Динаев.

Фото: vk.com/dinaev

– Родители беспокоются по поводу качества образования на дистанционном обучении. Как помочь детям не упустить учебный материал?

– С одной стороны, результаты ЕГЭ за предыдущий учебный год показывают, что качество образования не снизилось, по крайней мере, средние баллы по всем предметам либо осталось на прошлогоднем уровне, либо даже подросли. С другой стороны, речь идет об 11-классниках, которые готовятся к ЕГЭ на протяжении не одного года. Я вижу по своим ученикам с начала учебного года, что есть большие пробелы. И всероссийские проверочные работы, которые мы проводили, подтвердили это. Сейчас мы пытаемся это наверстать, но во многих регионах школы снова переходят на дистант. Этот учебный год обещает быть не менее, а, может быть, и более сложным, чем предыдущий. Родителям я советую почаще говорить со своими детьми. В России, по моему мнению, хронический дефицит общения между родителями и детьми, особенно между отцами и детьми. Есть научные исследования, которые показывают, что средний отец разговаривает с ребенком в день около 7 минут. Нужно интересоваться, задавать вопросы ребенку, помогать, предлагать ему разные возможности для дополнительного образования. Если между родителями и ребенком установлены взаимоотношения взаимопомощи и поддержки, то и ребенок будет стараться.

– А как в вашем регионе обстоят дела с переходом на дистант?

– В Чеченской Республике сейчас одна из самых благоприятных эпидемиологических ситуаций. К счастью, пока мы работаем в обычном режиме.

– Как мотивировать школьников 5-7 классов к учебе?

– Существует масса разнообразных способов, как заинтересовать детей. Один из них – использование современных интересных приложений и онлайн-ресурсов. Тогда учитель сможет превратить урок в игру, то, что называют геймификацией (игрофикацией) образования, игровыми технологиями. Я это часто использую на своих занятиях и рассказываю о технологиях студентам Чеченского государственного педагогического университета, где я также работаю. Есть и фундаментальные вещи – учитель, который любит свой предмет, у которого горят глаза во время урока, всегда приведет интересную историю, яркий живой пример.

– Что посоветовать родителям, которые жалуются, что занятия проходят дистанционно, они целый день на работе, а дети не очень усидчивы?

– Это главная проблема дистанционного образования и одновременно большой плюс. Я считаю, что дистанционное образование воспитывает самодисциплину и чувство ответственности. По сути, перед каждым уроком ребенок принимает решение – идти ему или не идти, выполнять задания или нет. Потому что все это проконтролировать нет возможности. Но это и не нужно. Придя домой с работы, родители должны спрашивать у детей: «Как прошли уроки? Что вы сегодня проходили? Понравились ли тебе темы? Что нового ты узнал?» и так далее. Сегодня в школах есть электронные дневники, электронные журналы, и, если родитель видит, что его сын или его дочь не получают оценок, значит, ребенок не работает на уроке и с ним надо как-то взаимодействовать. И третье, нужно помнить, что учитель – это не враг, не противник. Учитель – друг. Позвонить учителю, написать ему, спросить: как мой ребенок работает на уроках, в чем он хорош, какие есть проблемы, что ему нужно подтянуть?

– Какие предметы сложнее изучать дистанционно?

– На мой взгляд, это физика, химия, биология, те предметы, которым требуются специальные приборы, специальная техника, химические вещества и так далее. Воспроизвести все это дома невозможно. Хотя некоторые учителя пытаются решить эту проблему, используя разные сайты, приложения, видео на ютубе. Уроки гуманитарного цикла, история, обществознание, языки, которые основаны на вербальном общении с учениками, должны усваиваться вроде бы легче. Но мы помним слова Экзюпери о «роскоши человеческого общения». И какими бы плюсами не обладал дистант, он никогда не сможет заменить возможность живого, эмоционального общения учителя с учениками.

– Вы представитель республики, где много сельского населения. Как у вас обеспечивается дистанционное обучение?

– Прошлой весной всю четверть мы, как и вся Россия, занимались удаленно. Для кого-то был удачный опыт, для кого-то не самый. Есть какое-то количество родителей, семей, которые не могут обеспечить каждого ребенка ноутбуком, быстрым Интернетом. Тут надо учитывать, что чеченские семьи традиционно многодетные. И даже если в семье есть ноутбук, то он один. А детей трое или пятеро. У нас старались решить эти проблемы. Например, в нашей школе мы раздавали школьные ноутбуки учителям для проведения дистанционных занятий. В каких-то школах обучение сделали в две смены для того, чтобы в многодетной семье, где один компьютер, один ребенок им пользовался до обеда, а другой – после. Насколько я знаю, 7-8 % детей в России в принципе не имели доступа к онлайн обучению на протяжении всей четверти и, по сути, были выключены из образовательного процесса. Такая проблема есть, но сейчас она ощущается немного меньше. Учителя уже освоили платформы и ресурсы. Мы привыкли к этому, наступили на много граблей. Родители психологически уже готовы к дистанту, кто-то технически успел подготовиться к началу учебного года.

Учитель года дал совет, как сохранить успеваемость на дистанционке

Смотрите видео по теме

Истoчник: Mk.ru