Победа Трампа спровоцирует крушение мирового порядка: «Мощь Америки ушла в прошлое»

Выборы президента США – а заодно конгрессменов, части сенаторов и губернаторов и т.д. – состоятся совсем скоро, 3 ноября. Но не факт, что их главный результат станет известен сразу: 20 лет назад в течение нескольких недель после выборов не знали, кто избран президентом – Буш или Гор.

Фото: AP

Затяжной неизвестности в сегодняшней Америке боятся как огня: страсти накалены до предела, происходят стычки между трампистами и антитрампистами, в руках радикалов полно оружия… Но, с точки зрения окружающего мира, победа Трампа еще хуже, чем неопределенность. Мир был свидетелем того, как при Трампе рушились все устои международного порядка – межгосударственные соглашения и организации, торговля, безопасность, честность и порядочность, – и получить еще четыре года такого бардака, исходящего от ведущей мировой державы, не хочет никто.

Правда, в глобальном антитрамповском фронте есть одна брешь – наши русскоязычные соотечественники. Трамписты водятся и в самой России, и еще больше – за рубежом. Для ура-патриотов Трамп лучше Байдена потому, что Кремль лучше справляется с глупым и, очевидно, зависимым от Москвы президентом США, чем с умным и независимым. Для думающих россиян Трамп – позор современности, источник глобальной нестабильности, крест на демократии и на роли Америки как ее знаменосце. С таким президентом США правители типа Ким Чен Ына, Эрдогана и Лукашенко могут не беспокоиться за свое будущее.

Наши, которые любят Трампа

Но в основном речь здесь идет о других русскоязычных людях – тех, кто живет в «дальнем зарубежье». То, что большинство из них поддерживает Трампа, – загадка, которая ждет своего исследователя. Трамп – популист-анархист, антигосударственник, который кладет под нож социальные программы. Наши живут за счет этих программ – они сами или их престарелые родители, которые, не проработав ни дня в США, имеют массу социальных льгот, причем благодаря демократам, а не республиканцам, и уж никак не благодаря Трампу.

Массовая эмиграция из СССР и России – эмиграция преимущественно еврейская – стала возможной благодаря законодательным поправкам Джексона-Вэника (1974 г.) и Лаутенберга (1990 г.). Все эти законодатели были демократами. Республиканцы не создают социальные льготы, тем более для иммигрантов, – они их ликвидируют. А наши рубят сук, на котором сидят.

Кстати, если говорить о еврейском населении Америки (от 7 до 10 млн человек), то оно на 70% поддерживает демократов. Наши относятся к меньшинству, в которое входят ортодоксальные иудеи, обитатели глубинки, а также финансовые воротилы Уолл-стрита (Трамп создает для них налоговые поблажки). Наши в своем большинстве не относятся ни к одной из этих категорий – ни к хасидам, ни к необразованным жителям «медвежьих углов», ни к мультимиллионерам – что у них общего с ними?

Одно общее все же есть – страшилка под названием «социализм». Наши любят говорить, что они «наелись его в Советском Союзе». При этом не задумываются над тем, что в СССР социализма никогда не было – был коммунистический тоталитарный строй. Социализм – это скорее Австрия или Швеция, с социальной справедливостью, но без диктатуры пролетариата, руководящей роли партии и национализации всей экономики. А Джо Байден и прочие американские демократы стоят на политической шкале гораздо правее любых европейцев, левых или правых. Они к какому-либо социализму вообще не имеют отношения и мало отличаются от республиканцев – не зря в Америке эти две партии прозвали «Tweedledee and Tweedledum» (так в «Алисе в стране чудес» названы «двое из ларца, одинаковых с лица»).

США – несостоявшееся государство?

Но вернемся к основной части человечества, которая боится второго срока Трампа. В статье под заголовком «Конец американской мощи» в журнале Foreign Affairs Элиот Коэн, декан факультета международных исследований Университета Джонса Хопкинса, пишет: «Победа Трампа ознаменовала бы радикальное изменение отношений США с остальным миром. Она стала бы сигналом для других, что Вашингтон отказался от своих претензий на глобальное лидерство и отступил от любых моральных норм на международной арене. За этим последовал бы период хаоса и разгорания конфликтов: страны стали бы жить по закону джунглей и по принципы «каждый за себя». И второй срок Трампа подтвердил бы опасения многих, что в «сияющем городе на вершине» погасли огни – мощь Америки ушла в прошлое».

Первый президентский срок Трампа, указывает Коэн, – это выход США из ряда международных договоров, включая Парижское соглашение по климату, и из Всемирной организации здравоохранения (в разгар пандемии COVID-19); это ухудшение отношений с союзниками по НАТО, конфронтация с Китаем, невнятная политика в отношении России и т.д.

Когда мир смотрит на Америку, пишет Коэн, он думает, что можно посчитать случайной промашкой выборы Трампа четыре года назад голосами крохотного меньшинства в трех штатах, но если его выберут еще раз, это уже будет серьезно. «Внешние наблюдатели увидят в этом фундаментальный порок всей системы или моральный коллапс Соединенных Штатов. В обоих случаях о мировом лидерстве США можно будет забыть, – указывает политолог. – Страны мира будут стремиться к обладанию ядерным оружием, практиковать убийства и точечное применение биологического оружия. Вырастет популярность авторитарной формы правления».

В самой Америке тоже резко возрастет нестабильность. Может быть, дело не дойдет до гражданской войны, но устоявшаяся система демократического правления, гражданское общество, нормы цивилизованного поведения канут в Лету. США станут неким подобием несостоявшегося государства из третьего мира – ну, разве что самую чуточку лучше.

Никто не хотел промахнуться

Тем временем финальный этап предвыборной гонки проходит в обстановке предельного накала страстей. Американцы рвутся голосовать с таким остервенением, какое можно было наблюдать в советских очередях за дефицитом. Те, кто может проголосовать заранее (есть штаты, где это не разрешено), голосуют в рекордных количествах – уже проголосовали более 70 млн избирателей.

Результатов этого голосования мы не знаем – их начнут обрабатывать не раньше Дня выборов. Известно лишь, что вдвое больше демократов, чем республиканцев, голосуют по почте, зато в личной явке на избирательные участки некоторое преимущество имеют республиканцы. Но это – обычное явление: республиканцы не доверяют почте. Что касается шансов на победу, то все прогнозы – в пользу Байдена и демократов, которым предсказывают увеличение количества мест в обеих палатах Конгресса США.

Даже в тех трех штатах которые решили исход выборов-2016 (Пенсильвания, Мичиган и Висконсин), Байден впереди. Трамп отстает и на Юге, который тоже может стать критической гирькой на весах, – во Флориде, Джорджии, Северной Каролине. Байдена поддерживают не только демократы, но и многие влиятельные республиканцы, и все же…

И все же сохраняются сомнения: а вдруг повторится трамповский «нежданчик»? Консервативный интернет-ресурс The Hill указывает, что одна из причин неуверенности – так называемые «застенчивые трамписты»: открытая поддержка Трампа сегодня не в почете, и кое-кто этого избегает. Почти 2/3 опрошенных Cato Institute заявили, что в сегодняшнем политическом климате они не хотят высказывать вслух свое мнение о политике.

Есть, конечно, и некоторое количество неопределившихся избирателей. Сколько? В условиях ожесточенной поляризации – немного: от 2% до 8%. Но если разрыв между кандидатами будет невелик, этот малый процент может решить исход выборов.

Узнаем ли мы имя следующего президента уже в ночь на 4 ноября – большой вопрос. Агентство The Associated Press, на которое будут ориентироваться все остальные СМИ, сообщило, что его журналисты готовятся к работе нон-стоп не только в День выборов и следующий день, но и позже. Если вдруг разрыв между кандидатами окажется невелик, придется ждать подсчета голосов по всем городам и весям, а это займет время. О сценарии 20-летней давности, когда Буш и Гор требовали пересчета и вели судебные тяжбы, никто даже думать не хочет.

Нью-Йорк.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.