Коллега сверхсекретного гидронавта Буриличева рассказал о его прошлом

25 ноября в 19.30 в военном госпитале в Москве умер Герой России, вице-адмирал Алексей Буриличев. Он возглавлял одно из самых засекреченных подразделений — Главное управление глубоководных исследований Минобороны, которое занимается работами на больших глубинах. Организм подводника не справился с последствиями коронавирeсной инфекции. Ему было только 62 года. О коллеге рассказал гидронавт, Герой России, контр-адмирал Всеволод Хмыров. 

Фото: ru.wikipedia.org

— Это большая утрата и для семьи, и для всего направления, — говорит Всеволод Леонидович Хмыров. — Алексей Витальевич Буриличев возглавлял очень сложное и с технологической точки зрения, и в организационном плане управление. На таких должностях внезапно людей не меняют. Мы все соболезнуем и его родным, и друг другу. Алексей Витальевич был очень толковым, честным, добросовестным подводником и руководителем. То, что произошло, это большая трагедия.

25 лет он отдал Северному флоту. Прошел путь от командира штурманской группы до заместителя начальника штаба флота.

— В 1996 году, как теперь можно узнать из открытых источников, секретным указом Алексей Буриличев был удостоен звания Героя России. Его подлодка К-461 «Волк» обнаружила в удаленных районах Атлантики и скрытно вела наблюдения за секретной американской субмариной с баллистическими ракетами…

— Я был стратегом, мы выполняли задачи готовности к отражению возможного удара, а такие многоцелевые атомные подводные лодки, как К-461, которой командовал Алексей Витальевич, должны были обеспечить обнаружение и при необходимости уничтожение ракетных подводных крейсеров вероятного противника для того, чтобы не допустить удара по нашим объектам. Его подлодка своевременно обнаружила такой крейсер, длительное время за ним наблюдала.

Поверьте, это очень тяжелая задача. Тут нужно мастерство, навык, умение, настойчивость. Поэтому Алексей Буриличев вполне заслуженно стал Героем России, а весь экипаж был награжден орденами и медалями.

— В 2005-ом Алексей Буриличев возглавил Главное управление глубоководных исследований Минобороны. Это правда самое секретное подразделение ВМФ? Его называют еще подводным спецназом…

—  Своей службой на Северном флоте в дивизии противолодочных кораблей он показал себя грамотным, толковым офицером, талантливым человеком. А в подразделение с глубоководной тематикой других и не назначают. 

Раньше, когда я руководил отрядом гидронавтов, само слово «гидронавт» считалось секретным, его нельзя было произносить. А потом поняли, что нужно секретить не какие-то понятия, а информацию. Сейчас широко известно, что есть такая профессия, что люди работают на предельных глубинах. Известно, что есть такой главк и кто его возглавляет. Я уже не говорю о том, что в средствах массовой информации дают сейчас фотографии атомных глубоководных станций. В мою бытность даже внешний вид их считался секретным.  

— Говорят, что подводник отличается от гидронавта, как летчик от космонавта — согласны?

— Отряд гидронавтов можно сравнить с отрядом космонавтов. И медкомиссию они проходят «космическую». Гидронавты работают на больших глубинах, используют сложнейшую технику. Но тут важно еще перестроить психику. Космонавт не может спастись через катапультирование, у него нет права на ошибку. То же самое у гидронавта. У нас нет катапульты. С такой глубины не выходят. В таких исследованиях есть повышенная норма риска, поэтому они и доверены военным.

Коллеги вспоминали, что Алексей Буриличев очень тяжело пережил гибель в Баренцевом море 1 июля 2019 года экипажа глубоководной атомной станции АС-31, которую из-за шарообразных отсеков прозвали «Лошариком». На прощании с 14 подводниками, которых предали земле на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, Алексей Витальевич отметил, что на подводном аппарате был «лучший экипаж, многие из которых строили и испытывали этот корабль».

Все они служили в званиях не ниже капитана 3-го ранга. После того, как вывели из горящего отсека гражданского специалиста, гидронавты задраили люк, чтобы не допустить распространения огня. До конца боролись за живучесть корабля на своих боевых постах, и сделали все возможное, чтобы защитить ядерную энергетическую установку. Ценой своей жизни спасли станцию и не допустили катастрофы планетарного масштаба.

Никто не мог предположить, что чуть больше, чем через год, не станет и сильного, энергичного, инициативного Алексея Буриличева. Несколько недель назад его положили в госпиталь с подозрением на коронавирус. Организм подводника не справился с последствиями опасной инфекции.

— Ушел безвременно, в возрасте 62 лет, мог еще работать и работать, — говорит Всеволод Леонидович Хмыров. — Сегодня на Белоостровском кладбище, в Санкт-Петербурге, я хороню и своего одноклассника, капитана 1-го ранга. К сожалению, коронавирус — вещь непознанная для нас.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.