Ситуации, когда коронавирус укладывает целые семьи, случаются сплошь и рядом, однако почти всегда в семье находится кто-то, кто отделывается «легким испугом». Казалось бы – люди живут вместе, едят из одной посуды, дышат одним воздухом, но один член семьи заболевает, а другой – нет. До сих пор ученые не могут объяснить такую избирательность SARS-CoV-2, обсуждаются лишь версии. Одна из них заключается в том, что нечувствительными к «короне» людей делают определенные мутации в генах.
Сообщество «Нетипичный коронавирус» объединило в соцсети уже почти 60 тысяч человек, и пациенты довольно часто делятся историями своих заражений. «У нас в семье три человека, — рассказывает Руслана. – Первой заболела я, потом подхватил сын. А муж, за которого мы больше всего переживали, потому что у него и возраст, и сахарный диабет, не заболел вообще. Хотя мы не изолировались, ели вместе, спали в одной кровати. В свое время были научные работы, что курильщиков коронавирус хуже берет – вот теперь я серьезно думаю, что это из-за его вредной привычки, хоть в чем-то она ему помогла». «А у меня не заболели муж и старший сын, мы болели с младшим, — рассказывает Оксана. – Все вместе были 12 дней дома, без дистанции»
«В моей семье одновременно болели 3 человека, никаких симптомов не было у мужа и младшего ребенка, и антител впоследствии у мужа не было, у ребенка не проверяла. Всё время вместе находились, без какой-либо защиты», — делится своей историей Галина. «Я одна болела с двусторонней пневмонией и положительным тестом. Муж, дочка, мама и папа не заболели, все живем вместе», — удивляется Светлана.
В каких-то семьях не заболевает один из супругов, в других – вирус не затрагивает детей. Бывают и совсем удивительные истории. Казалось бы – люди группы риска, за которых больше всего переживаешь, оказываются наименее уязвимыми перед вирусом, а те, от кого ждешь легкого течения, болеют тяжело. «Я, молодая и без хронических болезней, болела тяжело дома, а бабушку 94 лет, за которой, когда я была больной, приходилось ухаживать, обошла эта напасть стороной», — удивляется Марина. «У нас похожая история, — делится Максим. – Мы с женой болели, она с малой симптоматикой, я — сильнее. Маме 92, живет с нами, у нее хроническая обструктивная болезнь легких, не передалось. Мы потом привились, а бабушке врачи не разрешили».
«А вот у нас история другая, — говорит Людмила. – Я заболела в семье одна, муж и сын не заразились, хотя были со мной в тесном контакте. Потом я выздоровела, а они заболели через два месяца». «Мой сын, с которым мы спали в одной комнате, когда я болела, не заразился, но через три месяца принес из школы», — похожая история у Анны. «Я держалась долго, — говорит Ульяна. – Сначала переболел муж – у меня ничего. Через пару месяцев заразилась мама, с которой я постоянно контактировала – и опять вирус прошел мимо меня. Но он настиг меня через полгода и уложил на больничную койку». «Я болела два раза, муж — ни одного», — рассказывает Ольга.
Из описанных пациентами историй следует, что никто из них внутри квартиры не соблюдал мер социальной дистанции, не изолировался дома, даже не носил масок – но каким-то образом вирус берег их. Кого-то он щадит до сих пор, кого-то прихватывает, когда какие-то, неизвестные ученым условия складываются в его пользу.
О том, почему кому-то везет и можно ли установить таких людей по каким-то анализам, «МК» поговорил с известным иммунологом, директором контрактно-исследовательской компании Николаем Крючковым.
— Конечно, точного ответа, есть ли абсолютно неуязвимые перед коронавирусом люди, нет, — рассказывает Николай Крючков. – Но есть некоторые простые объяснения и ряд версий в этой области. Самое простое, что можно предположить — человек все же был заражен, но переболел бессимптомно. И некоторые люди, не предъявляющие симптомов, получают отрицательный ПЦР-тест, а через месяц сдают анализ на антитела – и их выявляют. Есть также вариант, что совместно проживающий с другими инфицированными человек уже встречался с коронавирусом бессимптомно ранее, а сейчас у него есть антительная защита – поэтому он не заболевает. Кроме того, в некоторых семьях (я такие знаю) люди четко соблюдают меры защиты, изолируются, ограничивают общение с другими членами семьи, обрабатывают поверхности специальными средствами, носят маску. Это тоже играет роль. Очень хорошо работает такая простая мера, как проветривание помещения.
— А есть ли более сложные версии?
— Конечно. Для заражения очень важна вирусная нагрузка: как часто вы общаетесь с заболевшим, сколько вируса он выделяет, работает ли в доме кондиционер или открыты окна. Чем меньше вируса в вашем поле общения, тем меньше шансы заразиться. Очень важно, насколько сильна у человека система врожденного иммунитета, который представляет собой первую линию обороны. Это в том числе интерфероновая система – так называемые натуральные клетки-киллеры, которые не заточены на распознавание конкретного возбудителя, а защищают организм от всех нежелательных агентов. Эта система включает аналоги антител, направленные на определенные типы антигенов. И у кого-то эта линия защиты сильнее, а у кого-то слабее.
— В мире пытаются изучать роль генетических особенностей человека, которые могли бы защитить от коронавируса. есть ли какие-то прорывы в этой области?
— Да, работы были. И некоторые генетические особенности, которые в теории могут давать защиту, можно предположить. Но я бы сильно не рассчитывал на то, что обладатели какого-то конкретного набора генов защищены от заражения коронавирусом. Пока мы не можем вычленить явных признаков, которые дают выраженную защиту. По другим вирусам некоторые генетические факторы установлены. Например, есть определенная, очень редкая мутация, которая делает человека неуязвимым перед ВИЧ. Или, например, в Африке распространена серповидно-клеточная анемия. При одной из форм эритроциты крови становятся дефектными – и малярия в них жить не может. То есть, больные этой формой, которая в Африке имеет широкое распространение, устойчивы к малярии
Но в плане коронавируса поиски пока лишь продолжаются. Да, выявлен ряд генетических особенностей, которые приводят к большей и правильной активизации врожденного иммунитета, что теоретически может повышать защиту против коронавируса. Но это тоже не гарантия, а просто снижение индивидуальных рисков. В этой области пока понимания нет и боюсь, скоро не появится.
Между тем, в сентябре в журнале Science коллектив ученых опубликовал научную работу о том, что мутация гена OAS1 позволяет иммунной системе избегать заражения. Ее обладатели практически невосприимчивы к коронавирусу, а если и заболевают им, переносят инфекцию легко.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.