Всемирный банк назвал четыре риска, которые мешают экономическому развитию России. В список главных неприятностей попали коронавирус, инфляция, новые санкции и энергопереход. Перечисленные факторы, считают аналитики ВБ, оказывают самое заметное отрицательное влияние на финансовое положение нашей страны. Независимые эксперты в целом согласны с выводами международной финансовой организации, однако уверены, что корнем зла для отечественной экономики являются не внешние негативные обстоятельства, а внутренние системные проблемы.
Фото: АГН «Москва»
Российские экономисты в целом согласны с перечнем угроз, обозначенных главным экономистом Всемирного банка по России Дэвидом Найтом. Хотя и обращают внимание на то, что, во-первых, эти риски характерны для многих государств, а во-вторых, на российскую экономику они воздействуют отнюдь не с одинаковой силой.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, наименее значимым отрицательным для отечественного экономического пространства фактором являются новые западные санкции, диктуемые в основном Вашингтоном. «Из оборонного бюджета США на 2022 год, который сейчас находится на подписи у Джо Байдена, исключены санкции против «Северного потока-2», а также ограничения против суверенного долга нашей страны и отключение от системы международных платежей SWIFT. Есть лишь расплывчатая формулировка о сдерживании России в случае нападения на Украину. Этот фактор Белый дом сможет использовать в дальнейшем, но самых серьезных треволнений нашей стране пока удалось избежать, а значит, говорить об их последствиях для отечественной финансовой системы не приходится», — считает эксперт.
Еще одним фактором, который пока не сможет привести к трагическим последствиям, является энергопереход, предусматривающий замену нефти и газа альтернативными источниками энергии. Такая тема довольно давно эксплуатируется зарубежными сторонниками «зеленой» энергетики, однако в России пока не получила широкого распространения — наша страна занимает только 2% этого сегмента глобального рынка. «Потребление нефти и газа на рынках Европы и Азии будет постепенно снижаться, что заставляет Россию задуматься об альтернативных источниках пополнения доходов. Для осуществления таких планов нужны серьезные инвестиции в производство, например, водорода, но в настоящее время российские добывающие компании уделяют недостаточное внимание сырью, которое будет востребовано в будущем», — считает Деев.
В свою очередь, основные отрицательные «дивиденды» от коронавируса Россия также может получить в будущем, правда, не таком отдаленном. «Финансовые потери от пандемии понесли все развитые и развивающиеся государства», — утверждает финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. Для России, которая находится на 11-м месте в мире по уровню экономического благополучия, удар оказался менее болезненным. Народное хозяйство нашей страны, в котором по сей день главенствует государственный сектор, продолжает подпитываться бюджетными ассигнованиями, позволившими ему сохранить работоспособность и вернуться к допандемийным значениям.
Между тем вряд ли будет уместно сравнивать уровень развития экономических лидеров планеты с российскими показателями. «Защитив по мере возможностей финансовую сферу за счет государственных субсидий, Россия не смогла обеспечить качественное обновление большинства отраслевых сегментов, что смогло бы стать главным стимулом для повышения конкурентоспособности в будущем. Даже вернув экономику на допайдемийный уровень производства, Россия продолжает топтаться на месте», — уверен эксперт.
По его словам, самым серьезным фактором риска для отечественной экономики, которая определяется не столько глобальными факторами, сколько внутренними причинами, является инфляция. В теории она должна быть обусловлена переизбытком денег в стране, что приводит к обесцениванию национальной валюты. «В России ценовые скачки провоцируют монополисты, которые определяют стоимость товаров не по рыночным законам, а руководствуясь собственными интересами. Используя денежно-кредитную политику для борьбы с разгоном инфляции, ЦБ бьет мимо цели. В этом году регулятор семь раз повышал ключевую ставку, в итоге увеличив ее значение почти вдвое. Но на рост потребительских цен действия Банка России не оказали заметного влияния — стоимость большинства товаров продолжает увеличиваться», — полагает Беляев. По его словам, именно высокая инфляция, которую никак не могут сдержать власти, остается главным фактором риска для развития экономики России и повышения уровни жизни ее населения.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.