По мере приближения рождественских и новогодних каникул население и власти стран охваченной эпидемией коронавируса Европы оказываются во все более сложном положении. Еще в середине года была надежда на отмену жестких карантинных мер. Подоспели вакцины, разрослись масштабы тестирования, выявляющего коронавирус на ранних стадиях… Однако вирус породил несколько новых штаммов, опасность которых по сравнению с «оригинальной версией» еще недостаточно исследована, и власти европейских стран в праздничный период вынуждены идти, возможно, на наиболее радикальные за прошедшие месяцы шаги.
Фото: AP
Так, например, в Нидерландах с 19 декабря как минимум до 14 января выходы на улицу могут быть ограничены лишь походами за необходимыми медикаментами и продуктами питания. Разумеется, ни о каких увеселительных рождественских мероприятиях речи не идет: даже в помещениях уже давно запрещено собираться более чем вчетвером одновременно.
С конца декабря, все-таки позволив немцам как-то «половинчато» отметить Рождество, власти Германии запретят любые общественные собрание численностью свыше 10 человек. Немецкие специалисты уверены, что новый штамм «Омикрон» вскоре станет доминирующим в стране, а потому необходимо принять превентивные меры. В этой же связи ФРГ полностью прервала транспортное сообщение с Великобританией, так же поступила и Франция.
В Британии к новым ограничениям премьер-министр Борис Джонсон не спешит, но, судя по всему, давление медицинского сообщества заставит его пойти на ужесточения. Во всяком случае, так уже случилось в Швеции, которая долгое время представлялась как пример успешного противостояния эпидемии лишь за счет личной ответственности людей, а не насаждаемых сверху ограничений. Теперь же, с 23 декабря, жителям страны будет предписано в обязательном порядке носить маски, не собираться на мероприятиях более чем в 50 человек; существенно сократится время работы магазинов, а заведения общепита перейдут на режим «на вынос».
В Португалии немногочисленные еще работающие по укороченному графику заведения принимают лишь привитых клиентов. Существенно ограничена продажа алкоголя (как по количеству мест, так и по времени). Пристальное внимание к спиртосодержащим напиткам свойственно властям почти всех стран, сражающихся к коронавирусом: медики предупреждают, что и так перегружены работой, поэтому пациенты с интоксикацией, замерзающие на лице алкоголики и т.д. лишь ухудшат ситуацию.
По этой же причине власти призвали граждан в праздники не использовать салюты и фейерверки — из-за их травмоопасности. В условиях, когда все медицинские силы (в тех же Нидерландах — даже военные врачи) брошены на борьбу с коронавирусом, у докторов просто нет времени на травмы от петард.
На каждое действие — противодействие, и по мере того как «Омикрон», что тот Гринч, крадет Рождество у европейцев, последние винят не столько непредсказуемость природы инфекции и — зачастую — собственную безалаберность, но и чрезмерное закручивание властями гаек.
Впрочем, это касается не только Европы. Так, например, 22 ноября в Сеуле сотни представителей малого бизнеса вышли на улицы с требованиями от властей отменить комендантский час и еще ряд запретительных мер. Подобные акции проходят и в других городах и странах, просто в Южной Корее они выглядят масштабнее, поскольку на них разрешено собираться 299 людям — если все они привиты.
Требования предпринимателей просты: «ослабить вожжи», то есть хотя бы не сокращать время работы заведений — в отличие от заполняемости помещения, этот фактор прямо на распространение инфекции не влияет. Кроме того, по карманам владельцев кафе и магазинов в принципе серьезно бьет их закрытие: переход на «удаленку», то есть доставку продукции на дом, в данном случае не является и не может быть панацеей. Во-первых, не всех официантов и продавцов можно «переквалифицировать» в курьеров. Во-вторых, у владельцев бизнеса становится меньше средств, чтобы платить арендодателям. А те, в свою очередь, и не думают идти арендаторам навстречу, так как зачастую для них самих рента — единственный источник дохода, напоминают комментаторы в американских соцсетях.
Для США пандемия вообще стала особой, отличной от европейского опыта, проверкой отношений власти и населения. Если в Европе, в силу масштабов стран, их жители всегда ощущали близость с руководством страны (и как следствие — зависимость от него), то американский менталитет в этом плане иной. Главу государства на велопрогулке в парке просто так там не встретишь, и для многих жителей Штатов стало шоком, что серьезные федеральные люди из округа Колумбия, оказывается, способны решать, выходить ли им на улицу, терять ли им работу и накопления и т.д.
И в этом факторе, а не только в каких-то странноватых, зачастую конспирологических установках кроется «непокорность» населения при объявлении очередных карантинов, локдаунов и т.д. От государственных же властей сейчас зависит, смогут ли они доказать эффективность своих стратегий. В противном случае социальное напряжение будет лишь расти, являя опасность не меньшую, чем очередной штамм.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.